Тематическое занятие самолет для самых маленьких. "Самолёты летят" план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздушный транспорт»

Фетисова Екатерина Сергеевна, воспитатель ГБОУ Гимназия №1551 (дошкольное отделение) г.Москвы
Цель: знакомство с различными видами транспорта
Задачи:
-расширять представления о транспорте;
-активизировать словарь по теме «Воздушный транспорт»;
-развивать зрительное внимание, восприятие и мышление;
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности
Материалы: иллюстрации по теме, карточки для игры «Третий лишний»
Возраст: 5-6 лет
Ход занятия:
Воспитатель:
- О чём мы будем сегодня говорить, вы должны угадать сами. Слушайте загадки:
1.Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (АВТОБУС)
2.Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (САМОЛЁТ)
3.Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили гудок. (ПОЕЗД)
4.На море, в реках и озёрах,
Я плаваю, проворный скорый,
Среди военных кораблей,
Известен скоростью своей. (КАТЕР)
Воспитатель:
-Ребята, как одним словом называется поезд, самолёт, автобус, катер? (ТРАНСПОРТ)
-Какой вы знаете наземный транспорт? (АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ЛЕГКОВЫЕ МАШИНЫ, ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ)
-Какой транспорт ходит под землей? (МЕТРО)
-Как называется транспорт, который передвигается по воде? (ВОДНЫЙ)
-Какой вы знаете водный транспорт? (КАТЕР, ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЯХТА)
-Ребята, а для чего нужен транспорт? (ПЕРЕВОЗИТЬ ЛЮДЕЙ И ГРУЗЫ)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Вы вспомнили всё, что мы проходили раньше. А сейчас, мы поговорим о воздушном транспорте.
-Как вы думаете, какой это транспорт?(САМОЛЁТ, ВЕРТОЛЁТ, ВОЗДУШНЫЙ ШАР)
-Почему он называется воздушным? (ЛЕТАЕТ)
-Для чего нужен воздушный транспорт?(ПЕРЕВОЗИТЬ ЛЮДЕЙ И ГРУЗЫ)
-Кто управляет самолётом?(ПИЛОТ)
-Как называется команда лётчиков?(ЭКИПАЖ)
-Как вы думаете, ребята, на самолётах есть парашюты? А для чего они нужны? (ПРИ АВАРИИ СПАСТИ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ)
-Откуда улетают самолёты?(АЭРОПОРТ)
Воспитатель:
-Давайте отдохнём и проведём физкультминутку.
«Самолёты» Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны влево, вправо)
На площадку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (руки в стороны)
Воспитатель:
-А кто из вас знает, из каких частей состоит самолёт и вертолёт?
-Посмотрите на картинку самолёта. Кто из вас покажет крылья самолёта? хвост? корпус? кабину? дверь? иллюминаторы? шасси?


-Посмотрите на картинку вертолёта? Давайте посмотрим, из каких частей состоит вертолёт. Кто мне покажет кабину? хвост? винт? колёса? иллюминаторы? дверь?


Воспитатель:
-Теперь вы знаете как называются основные части самолёта. И чтобы вы немного отдохнули, мы с вами поиграем. Игра: «Третий лишний» (ребёнок должен найти лишний транспорт и обосновать свой выбор) Например, на карточке: самолёт, вертолёт, машина; машина – «Третий лишний», т.к. наземный вид транспорта.




Воспитатель:
И напоследок проведём подвижную игру: «Летает – не летает». Я буду называть различные предметы, если слово обозначает летающий предмет, вы должны «махать крыльями», если предмет не летает – спокойно стоять. Например: стрекоза – все «машут крыльями», книга – все стоят.
Воспитатель:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
-Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы! Спасибо! До свидания!

Тема: Части тела. Самолеты

Демонстрационный материал:

— мягкий (можно надувной) игрушечный самолет;

— длинная веревка с развешанными на ней на нитках (или резинках) самолетами из бумаги, выполненными в технике оригами, для каждого ребенка и воспитателя (возможно и для родителей);

— мягкие игрушки домашних животных (кошка, собака, корова, коза, курица, петух, гусь);

— лист ватмана с нарисованными на нем небольшими самолетиками (самолетов должно быть столько же, сколько и детей).

Раздаточный материал : цветные карандаши.

Организационный момент

В гости к детям прилетает игрушечный (лучше всего мягкий или надувной) самолет.

Самолет. Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я — самолет.

Самолет подлетает к каждому ребенку, малыш берет самолет в руки и говорит ему свое имя. Годовалый малыш не сможет назвать свое имя, поэтому помогите ему.

А где Арина? Вот она Арина. (Дает девочке подержать самолетик.) Что-то я не вижу Гоши. Теперь вижу — нашелся Гоша и т.д.

Веселая игра «Поймай самолет»

Способствует развитию двигательной активности. Натянута длинная веревка с привязанными бумажными самолетами. Веревка находится выше уровня роста детей (веревку за кончики могут держать родители), ребята тянутся вверх, чтобы поймать самолеты. Затем веревка опускается ниже, и каждый ребенок снимает себе по самолету (с помощью взрослого).

Обучающая игра «Самолеты приземляются»

Учит понимать слова, обозначающие части тела человека.

Раздайте каждому ребенку по самолету.

Самолет. Самолетик полетел и на нос сел.

Опустите свой самолет на нос, дети повторяют.

Самолет полетел-полетел и на голову сел (самолет перелетает на голову) и т.д.

Подвижная игра «Запуск самолетов»

Способствует развитию двигательной активности. Самолет. А теперь наши самолеты полетят далеко-далеко. Запустите свои самолеты.

Покажите, как нужно взять самолет и подкинуть его, чтобы он улетел вдаль. Дети запускают свои самолеты, а затем находят их и снова запускают.

Обучающая игра «Как говорят домашние животные»

Дети рассаживаются на полу или на скамеечках. Прилетает игрушечный самолет с большим мешком.

Самолет . Я сегодня был в деревне и забрал оттуда разных животных. Хотите узнать, кто к вам прилетел?

Самолет по очереди достает мягкие игрушки. По возможности, дети называют домашних животных и говорят, какой голос они подают.

Дети. Кошка.

Самолет. Правильно. Как говорит кошка?

Дети. «Мяу-мяу».

Самолет. А вот еще один пассажир. Давайте скажем его голосом «гав-гав».

Дети . Это собака.

Физкультминутка «Самолеты»

Развивает произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения.

Самолет. Теперь вы тоже станете самолетами. Хотите?

Самолеты загудели, Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях руками.

Самолеты полетели. Руки разводят в стороны, бегут по комнате.

На полянку тихо сели, Приседают, руки к коленям.

Да и снова полетели. Руки разводят в стороны, снова бегут по комнате.

Пальчиковая игра «Самолет»

Дети рассаживаются за столы. Игрушечный самолет «показывает» детям карандаши.

Самолет. Вы знаете, что это за палочки? Правильно, карандаши. Но это не просто карандаши, а карандаши-самолеты. Вот эти кончики карандаша — крылья самолета.

Раздайте детям по карандашу и покажите, как положить карандаш на середину среднего пальца левой руки (кисть повернута ладонью вниз). Затем карандаш пропускается под указательным и безымянным пальцами (детям понадобится ваша помощь или помощь родителей).

Игрушечный самолет «читает» стихотворение, а дети начинают вслед за воспитателем покачивать самолет, импровизируя движения крыльев самолета. Хорошо, если дети будут стараться повторять слова.

Срочно сделать мы успели

Самолет другой модели.

Мы над речкою летим —

Облака достать хотим!

Эту игру можно повторить правой рукой.

Рисование цветными карандашами «Следы самолетов»

Задание формирует интерес к рисованию.

Предложите раскрыть лист в альбоме с рисунком самолетов или разложите на столе большой лист ватмана с нарисованными на нем небольшими самолетиками. Дети сидят вокруг стола на стульчиках. (Можно раскатать на полу длинный рулон обоев.)

Воспитатель. Дети, вы замечали, что когда самолет летит, он в небе оставляет следы. Так что мы сейчас будем летать на самолетах и оставлять за собой линии.

Дети берут в руки карандаши (покажите, как правильно держать карандаш и проводить им линии) и рисуют «каляки-маляки».

Во время рисования можно включить тихую спокойную музыку или несколько раз рассказать детям знакомое стихотворение, например, А. Барто «Самолет».

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Или отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Поиграем»:

Самолет летит, В нем мотор гудит: У-у-у!

Посоветуйте родителям дома давать ребенку листы бумаги и цветные карандаши, которыми он будет рисовать «каляки-маляки».

Занятие 1

Задачи: расширение активного и пассивного словаря существительных по теме; упражнение в соотнесении предметов по величине; практическое усвоение антонимов «далеко - близко», «высоко - низко»; развитие зрительного восприятия, мелкой моторики; развитие слухового внимания и памяти, координации речи с движением.

Оборудование: игрушечный самолет с пассажирами, игрушечные самолетики и коробочки разной величины, счетные палочки.

Ход занятия

1.Организационный момент

Повторение пройденного речевого материала.
На столе у логопеда - машина (или картинка с изображением машины). Дети отвечают на вопросы логопеда:
-Что может делать машина? (- Ехать, гудеть, перевозить людей, грузы.)
-Какие вы знаете машины? (- Грузовая, легковая машины, автобус.)

2.Ознакомление с темой занятия

Логопед показывает детям игрушечный самолет с пассажирами и спрашивает:
-Что это такое? (- Самолет).
Логопед объясняет, что самолет тоже может перевозить людей и грузы.

3.Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают игрушечный самолет, называют его части: крылья, хвост, кабина, колеса, руль. В активный словарь детей вводятся слова: пилот, летчик, на пассиве - пасса¬жиры, ангар (дом для самолета).

4.Конструирование модели «Самолет»
Дети выкладывают по образцу самолет из счетных палочек, затем показывают и называют (самостоятельно или повторяя за логопедом) его части.

5.Дидактическая игра «Каждый самолет - в свой домик»
На столе у логопеда картонные коробочки, разные по величине. Логопед раздает детям игрушечные самолетики разной величины. Дети подходят к столу логопеда и выбирают из расставленных коробочек ту, которая подходит для их самолетика.

6.Игра с движением «Самолет»

Логопед читает рифмовку, дети выполняют движения в соответствии со словами (за логопедом). При повторном прочтении выполняют движения и подговаривают слова:

Самолет, самолет. Разводят руки в стороны.
Тут и там самолет. Повороты в стороны.
Самолет далеко, Руки вытянуты вперед.
Самолет близко, Руки прижаты к груди.
Самолет высоко, Руки подняты вверх.
Самолет низко. Дети приседают.

7.Итог занятия

Занятие 2

Задачи: активизация глагольного словаря по теме (лететь, взлетать, приземляться, подниматься, опускаться, улетать, прилетать); развитие речевого слуха; развитие общей и мелкой моторики, ловкости.

Оборудование: картинки с изображением самолета (взлетает, летит высоко в небе) - по две на каждого ребенка, бумажные самолетики - по количеству детей; палочки с привязанными игрушечными самолетиками, крупные кубики.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «Чей самолет быстрее прилетит?»
У детей в руках палочки с лентами, на концах лент привязаны самолетики. По сигналу логопеда дети начинают вращать палочку, наматывая на нее ленточку.

2.Дидактическая игра «Угадай, близко или далеко самолет?»

У детей по две карточки с изображением самолета (взлетает, летит высоко в небе). Логопед объясняет, что когда самолет взлетает, то гудит очень громко, когда летит высоко - гул тише. Затем произносит звук «у» с разной силой голоса, дети поднимают нужную картинку. Далее логопед сам показывает одну из картинок, а дети соответственно громко или тихо тянут звук «у».

3.Дидактическая игра «Послушные самолеты»

У детей в руках - самолеты из бумаги, логопед дает задания (одновременно демонстрируя действия). Дети выполняют действия с самолетиками: самолеты взлетают, летят, гудят, поднимаются высоко, опускаются низко, приземляются. Затем логопед только демонстрирует действия с самолетом, а дети проговаривают, что делает самолет.

4.Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолетики»

Проговаривание стихотворения А. Барто «Самолет» с имитацией действий:
Самолет построим сами, -
Понесемся над лесами, Понесемся над лесами,
А потом поедем к маме!

Дети-«самолетики» пролетают мимо построенных из кубиков деревьев, домиков, ворот, стараясь не опрокинуть их.

5.Итог занятия

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи: активизация словаря существительных и глагольного словаря по теме; упражнение в образовании множественного числа существительных; развитие фразовой речи; практическое усвоение предлогов «на», «под», «в», «за»; развитие мелкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: игрушечные или бумажные самолетики по количеству детей, картинка с изображением самолета, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент
Конструирование из счетных палочек модели «Самолет»

2.Дидактическая игра с мячом «Один - много»

Логопед, бросая ребенку мяч, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово во множественном числе: самолет - самолеты, пилот - пилоты, кабина - кабины, хвост - хвосты, крыло - крылья, колесо - колеса, окно - окна.

3.Дидактическая игра «Куда приземлился самолет?»

Логопед выполняет действия с игрушечным или бумажным летчиком, проговаривая их:
-Самолет приземлился (сел) на стол (на стул, под стол, за стул, в коробку). Дети повторяют действия со своими самолетиками. Затем они выполняют те же действия
без опоры на наглядность, по возможности оречевляя их.

4.Беседа по картинке «Пилот в самолете»

Дети рассматривают картинку с изображением самолета, летящего над землей. В кабинете сидит пилот. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):
-Что это?
-Где у самолета крылья (хвост, кабина)
-Кто сидит в кабине?
-Кто управляет самолетом?
-Куда летит самолет?

5.Игра с движением «Пилот»
Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Вот летит самолет, Руки в стороны.
Там папа - пилот. Имитируют движение руля.
Самолет высоко, Руки вверх.
Папа там - далеко. Руки вперед от себя.

Занятие 4

Задачи: развитие фразовой речи; развитие логического мышления; развитие длительного плавного ротового выдоха; развитие зрительного слухового внимания; развитие мелкой моторики.

Оборудование: бумажные самолетики по количеству детей, предметные картинки (самолет, птица, бабочка, корова, кошка, стол), разрезные картинки из четырех частей с изображением птицы, самолета.

Ход занятия

1.Организационный момент.

На столах у детей бумажные самолетики. Дети дуют на них (самолетики на уровне рта детей). Предварительно тренируются: вдох носом, плавный длительный выдох ртом.

2.Дидактическая игра «Летает - не летает»

Логопед демонстрирует предметные картинки (по одной на ребенка):
«самолет», «птица», «бабочка», «корова», «кошка», «стол».
Логопед показывает картинку и спрашивает:
- Кто (что) это?
Затем уточняет, летает этот предмет или нет.
Далее игра проводится без опоры на картинки. Дети встают в кружок. Логопед дает задание: если он называет предмет, который летает, дети поднимают руки вверх, если предмет не летает - приседают.

3.Складывание разрезных картинок «Птица», «Самолет» из четырех частей

4. Сравнение птицы и самолета

На доску выставляются картинки с изображением птицы и самолета, в котором сидит пилот. Дети сравнивают птицу и самолет, отвечая на вопросы логопеда. В конце делается вывод: птица - живая, сама летает, машет крыльями, клюет зерна и т. п., самолет - не живой, его сделали люди, им управляет летчик (пилот)

5.Игра с движением «Пилот»

Конспект занятия «Изготовление оригами-самолёта»

Занятие можно проводить в школе, учреждениях дополнительного образования: кружках, секциях, объединениях с детьми 6-7 лет.

Цель: формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности, коллективизма.

Ход занятия:

1. Приветствие. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем конструирование в технике «оригами» и сегодня будем изготавливать самолёт.

2. Беседа о самолетах и их назначении.

Расскажите, ребята, для чего нужны самолеты?

Да, самолет является самым быстрым видом транспорта. Посмотрите, какие красивые современные самолёты перевозят пассажиров на дальние расстояния. Они называются авиалайнерами.

 Самолеты перевозят различные грузы.

 Есть спасательные самолеты, которые приходят человеку на помощь. (МЧС)

 Спортивные самолеты готовят спортсменов-парашютистов.

 История о засухе на полях: сельскохозяйственный самолет – гидросамолет.  Военные самолеты: бомбардировщики, разведчики, истребители. Раньше самолеты делали из дерева (показ образца), и назывались аэропланами. Самолет является самым современным, нужным и быстрым видом транспорта.

3. Физминутка

Мы садимся в самолет. (Приседаем).

Отправляемся в полет. (Заводят, встают, ж-жу.)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны).

Машем папе, машем маме. (Машем левой рукой, машем правой рукой).

Видим, как течет река. (Показывают волны рукой).

Видим в лодке рыбака. (Показывают, как рыбак закидывает удочку).

Осторожнее, гора! (Наклоняются в одну, потом в другую сторону).

Приземляться нам пора! (Садятся на свои места).

4. Практическая часть. Изготовление самолёта.

Работа выполняется вместе с руководителем.

5. Динамическая пауза «Испытания самолета».

Для испытаний дети организуются в группы по усмотрению педагога.

6. Рефлексия.

Сегодня, я убедилась, что вы настоящие моделисты - конструкторы.

Что для вас было самым сложным?

Смогли бы вы самостоятельно по схеме сложить самолет?

Чей самолёт вам больше всего понравился?

Тема: «Как летает самолёт»
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательских интересов посредством ознакомления со строением самолета.
Задачи:
формировать первичные представления детей о строении самолета, учить сравнивать его со строением птицы; дать детям представление о том, какая форма лучше подходит для летательного аппарата;
развивать воображение, восприятие, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения и выводы.
развивать социально-коммуникативные навыки.
Оборудование: небольшая разноцветная коробка, игрушечный самолетик, бумажный самолет.
Раздаточный материал: листы двухсторонней цветной бумаги по количеству детей.
Предварительная работа: беседа о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход. Организационный момент.
Приветствие «Как живешь?».
Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг. Дети замечают на столе коробку, подходят, рассматривают.
- Что это? (коробка)
- Рассмотрите внимательно коробку, какая она? (разноцветная, гладкая, небольшая, легкая).
Д/И: «Угадай что?»
- Что может находиться в коробке? (предположения детей). Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в коробке:
Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
(самолет)
Дети открывают коробку и достают игрушечный самолетик. Рассматривание самолетика: салон (фюзеляж), два крыла, хвост.
- На кого похож самолет? (на птицу).
Д/И: «Найди сходства»
Воспитатель приглашает детей к ноутбуку, на мониторе изображения самолета и птицы летящих в небе. Дети находят сходства между самолетом и птицей: у самолета два крыла и у птицы два крыла, у самолета салон, а у птицы тело, у самолета хвост и у птицы хвост, у птицы голова – у самолета кабина, у птицы клюв и у самолета нос.
Создание проблемной ситуации
«Почему самолет так похож на птицу? (птица может летать и самолет летает). Какой клюв у птицы? (острый). Зачем самолету и птице такой острый нос? Хотите узнать об этом?»
Исследовательская деятельность. Выдвижение гипотез.
Воспитатель: «Ребята, вы любите запускать бумажные самолетики? У нас на столике лежат цветные бумажные листы, выберите себе один, который больше всего нравится – это ваш самолетик, запустите его». Дети запускают развернутый лист бумаги и следят за его полетом. «Летит ваш самолет? (нет). Что нужно сделать, чтобы он полетел? (сложить, сделать самолет)». Воспитатель показывает готовый бумажный самолетик: «Что у него есть? (нос, крылья). Какой он формы? (треугольной). Давайте проверим, полетит ли такой самолет?». Воспитатель запускает самолетик, дети следят за его полетом.
- Как летели плоские самолеты? Как летел треугольный самолет?
Результат: развернутый лист бумаги летит по воздуху беспорядочно и быстро падает на пол. Бумажный самолет, напротив, летит долго и по правильной траектории (ровно).
- Почему так происходит? (Воспитатель дает детям возможность сделать вывод самостоятельно).
Это потому, что форма бумажного самолета подходит для полета. При скольжении вперед острый нос самолета рассекает воздух, а крылья держат его на лету. А у простого листа слишком широкий нос, поэтому сильно сопротивляется полету.
П/И «Самолеты»
«Ребята, представьте себе, что вы самолеты. Заведите моторы, расправьте крылья, и полетели по группе». Дети возвращаются на место и рассказывают о своих ощущениях: во время «полета» воздух обдувает лицо.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети делают бумажные самолетики в технике оригами по инструкции воспитателя. Ребенок, который справился с работой раньше всех, идет испытывать свой самолет (проверяет результат своего труда). Затем воспитатель предлагает им побывать в роли Воспитателя и помочь детям, которые испытывают трудности в складывании самолетика (работа в парах).
Совместное обобщение результатов, подведение итога.
Дети обыгрывают свои самолеты, затем «загоняют их в ангар» (на подоконник). «Ребята, какие красивые самолеты у вас получились, а как они летают?» Дети сообщают воспитателю о получившемся результате.
Рефлексивно-оценочный этап.
- Что было для вас самым интересным? сложным?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света