Минный атом. Экипаж найденной в Черном море подлодки "Щука" четыре дня боролся за жизнь.Полный список погибших Поиск затонувших подводных лодок

Четверть века назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». И даже по прошествии 25 лет продолжаются споры о причинах и виновниках той страшной трагедии.

Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».

Ещё в 1966 году командование ВМФ СССР поставило перед конструкторами задачу создания опытной подводной лодки с повышенной глубиной погружения.

Проектирование уникального подводного атомохода заняло целых восемь лет. Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус.

Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.

За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой».

Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.

Несостоявшийся Герой

Начиная с 1984 года К-278 , включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений.

Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения.

4 августа 1985 года К-278 под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.

Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено.

В конце 1986 - начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе - октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

Подводная лодка «Комсомолец», 1 января 1986 года. Фото: Public Domain

Пожар на глубине

В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин.

Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела.

Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может.

7 апреля 1989 года в 11:03, в тот момент, когда «Комсомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью в 8 узлов, в 7-м отсеке лодки по неустановленной причине вспыхнул мощный пожар. Основной версией считается возгорание электрооборудования.

Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), однако это не дало результата.

Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин.

К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.

Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.

Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». Фото: РИА Новости / Сергей Компанийченко

Борьба за живучесть

Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.

Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.

Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли.

Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы.

К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.

Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.

Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.

Лодка затонула за несколько минут

В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.

В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.

Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.

В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.

Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел…

Выживший в бездне

К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.

Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.

Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.

Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников — остальные, включая самого Юдина, погибли.

Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.

Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».

Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.

Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.

Последнее пристанище

С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. 16 человек утонули, ещё 16 умерли от переохлаждения, и их тела были подняты на борт вместе с оставшимися в живых 30 моряками.

Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно.

В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» — живых и мёртвых — орденом Красного Знамени.

Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости / В. Кузнецов

Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды.

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их крушениях и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали более детально. Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.

«Трешер»

Американская SSN-593 «Трешер» была первой затонувшей атомной подводной лодкой. 10 апреля субмарина вышла в море для проведения глубоководных погружений и проверки прочности корпуса на предельных для неё глубинах. Сообщение о готовности к погружению «Трешер» отправил в 7:30 после чего ещё несколько раз выходил на связь, докладывая о состоянии лодки и достигнутой глубине. Последнее сообщение был получено в 09:13: «Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…». После этого лодка на связь больше не выходила. Фотографии с места крушения показали, что субмарина развалилась на несколько частей и забрала с собой жизни всего экипажа – 112 человек и 17 исследователей. Останки «Трешера» до сих пор покоятся в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2560 метров. Основной причиной катастрофы считается трещина в корпусе, через которую лодку заполнила забортная вода.

«Скорпион»

Второй атомной подлодкой, которую потерял ВМФ США стала SSN-589 «Скорпион». Лодка пошла ко дну 21 мая 1968 года в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метра. Субмарину искали в течение пяти месяцев силами почти 60 кораблей и авиации, однако безрезультатно. Обнаружить останки «Скорпиона» помогла запись гидролокации: на одной из станцией был обнаружен сигнал похожий на разрушение корпуса лодки под давлением. Район поиска сузился, и вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров. Причина гибели до сих пор не установлена, по одной из версий могла взорваться одна из торпед. Тела 99 человек экипажа навечно остались на дне Атлантического океана.


К-8 стала первой атомной подводной лодкой, потерянной Советским Союзом. Во время боевого дежурства в Средиземном море случился пожар в рубке гидроакустиков. Командир корабля начал бороться за сохранность лодки, однако пожар стал распространяться по воздуховодам. Мужеством и героизмом отличился состав первой смены главной энергетической установки: видя, что пламя вот-вот пойдёт по другим отсеками, они задраили двери и заглушили ядерные реакторы. Ценой своих жизней они предотвратили взрыв, который уничтожил бы всю лодку и выбросил радиоактивные элементы в океан. Бо́льшая часть экипажа спаслась благодаря болгарскому теплоходу «Авиор», который находился неподалёку и принял выживших на борт. К-8 вместе капитаном 2-ранга Всеволодом Бессоновым и телами других 51 членов покоится на глубине 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании .


К-278 «Комсомолец»

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате пожара была нарушена герметичность лодки, забортная вода, хлынувшая внутрь, утащило на дно само судно и часть его экипажа. Кроме того в результате аварии сигнал о помощи поступил, и был расшифрован лишь с восьмого раза. Те подводники, которые сумели выбраться из горящей субмарины оказались в ледяной воде и вынуждены были ждать помощи. В результате катастрофы 42 человека погибло, 27 - выжили. Во время разбирательств по поводу катастрофы руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей. Последние в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников».


К-141 «Курск»

Одна из самых загадочных катастроф двадцатого века это гибель АПЛ «Курск ». 12 августа 2000 года субмарина участвовала в учениях Северного флота. В 11:28 оборудование на крейсере «Петр Великий» зафиксировало хлопок, после чего корабль тряхнуло. «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30, а утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей, и в 04:51 «Курск» был обнаружен, лежащим на грунте на глубине 108 метров. Вместе с лодкой погибли и все 118 человек экипажа. Причиной гибели субмарины стал пожар в торпедном отсеке, из-за чего сдетонировали сами торпеды.


Михайлов Андрей 15.05.2013 в 17:00

Гибель, точнее, неожиданное исчезновение подводной лодки "Эридис" французского флота в свое время вызвала большой резонанс в мире. Трагедия произошла ранним утром 4 марта 1970 года. Несмотря на то, что место ЧП было установлено почти сразу, субмарину не могли найти почти два месяца. И это не единственная загадочная деталь этой катастрофы.

Вообще о погибшей французской субмарине "Эридис" написано почему-то очень мало. Вспомним - о гибели российского "Курска" написаны десятки книг и снято несколько документальных фильмов. Один из самых известных снят известнейшим французским журналистом Жан-Мишелем Карре. А поводом и основой для фильма, между прочим (и это признает сам автор фильма), стал материал, опубликованный в "Правде.Ру" через три года после гибели "Курска".

Во время проведения Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов "Море зовет!", который проходит в Санкт-Петербурге, автору этих строк довелось побеседовать с бывшим командиром третьей по счету атомной подлодки Франции, контр-адмиралом Жаном Мари Матэ. Однако и адмирал не раскрыл каких-то особенных тайн об "Эридис", отличных от тех, которые содержатся в весьма немногочисленной открытой прессе. Хотя Жан Мари Матэ совершенно справедливо отметил, что подводники, будь они какой угодно национальности и государственной принадлежности, все равно всегда остаются героями. Национальность у них как бы одна и вытекает она из профессии, трудной и опасной на всех флотах мира.

Но все-таки почему гибели субмарины "Эридис" уделено так мало внимания в прессе, книгах и кино? Ведь исчезновение и гибель этой подлодки в Средиземном море было в свое время тоже мировой сенсацией…Тайна тайн. Впрочем, кое-какую информацию мы все-таки нашли. Пришлось прибегнуть к помощи переводчиков с французского и залезть в архивы российского, точнее, советского ВМФ (наши военные тоже исследовали эту катастрофу). Ну, и основательно перелопатить франкоязычный и русскоязычный интернет. И вот что мы выяснили.

"Эридис" (по нашему - "Эвридика") принадлежала к дизель-электрическим подводным лодкам класса "Дафне", которых для ВМС Франции, было построено 11 единиц, и все они носили имена мифических богинь, нимф и дриад. Подводные лодки этого класса строились также для ВМС Испании, Португалии, Южно-Африканской Республики и Пакистана. Полное подводное водоизмещение подлодки составляло чуть более тысячи тонн, длина около 58 метров, на ней было 12 торпедных аппаратов (кстати, это немного больше, чем на любой российской подлодке этого класса).

Согласно исторической справке, которая есть в русскоязычных первоисточниках, субмарина S-644 "Eurydice" была заложена в июле 1958 года на верфи "Direction des Constructions et Armes Navales" в Шербуре. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года, а 26 сентября 1964 года лодку ввели в состав ВМС Франции. Ее подводная служба была обычной для подлодок Франции: боевая подготовка экипажа в базе и в море, патрулирование у южных берегов Франции и Северной Африки, сопровождение гражданских судов с важными для Франции грузами. За акваторию Средиземного моря "Эридис" никогда не выходила.

Ранним утром 4 марта 1970 года "Эридис" вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего "Эридис" держала связь с базовым патрульным самолетом "Атлантик", вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было вроде бы поначалу довольно спокойным. Интересно, что с самолета несколько раз видели бурун от перископа "Эридис", когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. Связь была нормальной. Но вдруг рано утром, в 7.13 по местному времени, любые сообщения с борта "Эридис" как-то очень резко прекратились! Самолет "Атлантик" полностью потерял радиолокационный контакт с лодкой…

В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. Очень быстро, почти сразу же после обрыва связи, лодку начали искать не только флотские самолеты, но и корабли противолодочной обороны. Французский флот направил в море все, что только было возможно на тот момент: надводные корабли "Сюркуф", "Дюпер", "Пикар", "Вандея", "Алерт", "Араго", "Жан Шарко" и шесть тральщиков, а также подводные лодки "Дафне" и "Дорис", самолеты и вертолеты. Спасательные силы в предполагаемый район пропажи "Эвридис" поспешили со всего Средиземного моря. В поисках приняли участие и итальянцы, которые направили в район поисков четыре тральщика, и американцы, которые выслали на помощь военное спасательное судно "Скайларк".

Достаточно быстро был определен приблизительный район гибели "Эридис" площадью четыре квадратные мили. Было установлено место, где патрульный самолет "Атлантик" наблюдал субмарину во время последнего сеанса связи. Спустя некоторое время рядом с этим местом было обнаружено большое пятно соляра, а несколько позже и клинья, куски фанеры и перфокарту с кодом "Эридис". Это были останки субмарины и вместе с тем доказательства страшной правды: подводная лодка погибла. Далее к работе подключились эксперты, было проведено идентификационное исследование дизельного топлива, взятого из пятна, обнаруженного в море. Оказалось, что соляр имеет высокое содержание серы и это как раз характерно для топлива, использовавшегося на "Эридис".

Спустя четверо суток с момента начала поиска руководство французского флота объявило "Эридис" и 57 членов ее экипажа погибшими. Офицеры, находившиеся на спасательных судах, сняли фуражки, а корабли всего флота Франции в одно и то же время включили тифоны - устройства, дающие громкий и отнюдь не радостный звук. Этот своеобразный салют был своеобразным прощанием с субмариной…Уже несколько позже, после анализа показателей сейсмографов береговых геодезических лабораторий, было установлено, что в 7.28 четвертого марта они зарегистрировали взрыв. А наложения пеленгов на зону взрыва с различных сейсмостанций позволило определить точное место, где произошла трагедия. Но что тоже является некой тайной, саму подводную лодку долгое время обнаружить не удавалось! Поднялась, можно сказать, волна общественного недовольства.

Родственники погибших подводников требовали любой ценой найти подводную лодку и установить причину ее гибели. Правительство Франции обратилось к США с просьбой оказать помощь в поиске "Эридис". В Тулон спешно прибыло американское спасательное судно "Мизар", успешно зарекомендовавшие себя при поисках подводной лодки "Трешер" и потерянной у Паломареса водородной бомбы. И лишь 22 апреля, более чем чере полтора месяца после гибели субмарины, американцами были обнаружены и идентифицированы несколько крупных обломков "Эридис", разбросанных на глубинах от 600 до 1100 метров…

Подводные лодки с момента своего появления были и остаются грозным оружием. Субмарина способна пройти незамеченной на глубине в несколько сотен метров, нанести смертельный ракетный или торпедный удар, выставить минное заграждение и уйти незамеченной.

Впрочем, скрытность не всегда идет на пользу – часто подлодки пропадают вместе со своими экипажами, а причины их катастрофы так и остаются невыясненными. Так, 4 марта 1970 года при необычных обстоятельствах погибла французская подводная лодка S-644 Eurydice ("Эвридика") и все 57 членов ее экипажа. сайт вспомнил четыре самые загадочные катастрофы дизель-электрических подводных лодок.

Бермудский треугольник в Средиземном море

2326 (бывшая немецкая U-2326), S-644 Eurydice и Sibylle (бывшая английская типа "S"), Франция

Целых три подлодки ВМФ Франции пропали недалеко от Тулона по невыясненным причинам. Первой стала субмарина 2326 (бывшая немецкая U-2326), которая исчезла 7 декабря 1946 года во время учений в Средиземном море. Причина исчезновения лодки не установлена до сих пор – во многом из-за того, что сама субмарина так и не была найдена.

23 сентября 1952 года недалеко от места гибели 2326 исчезла подлодка Sibylle. Спасатели смогли найти только масляное пятно, саму же лодку обнаружить так и не удалось. Не менее загадочной была и гибель S-644 Eurydice 4 марта 1970 года, поиски которой продолжались порядка 1,5 месяцев, хотя было точно известно место, откуда субмарина передала свою последнюю радиограмму.



В итоге удалось обнаружить только несколько крупных обломков субмарины, которые были разбросаны на глубинах от 600 до 1000 метров. Но самой странной находкой стал крупный фрагмент кормовой части S-644, который лежал в центре… огромной воронки диаметром 30 метров. Металлические останки субмарины были странным образом перекручены и деформированы.

Ученые до сих пор не могут дать объяснения произошедшему и выдвинуть хоть сколько-нибудь логичной версии гибели лодки.

Возможно, виноват НЛО?

INS Dakar 77-צ, Израиль

Гибель подлодки "Дакар" не менее загадочна, если учитывать показания очевидцев. 26 января 1968 года моряки, находившегося поблизости рыболовецкого судна, наблюдали странное явление: над морем проплывал большой и ярко светящийся овальный объект, который вплотную подошел к их судну, прошел около правого бока и улетел на северо-восток.



А утром стало известно, что пропала подводная лодка "Дакар", как раз в том районе, где рыболовы наблюдали НЛО. На борту субмарины находились 69 человек экипажа, которыми командовал опытный капитан 3-го ранга Яков Раанан.
Лодка пропала через некоторое время после того, как с ее борта сообщили об отсутствии неисправностей. На поиски были брошены все силы израильских ВМС, но тщетно, поэтому 4 февраля 1969 года "Дакар" был объявлен пропавшим без вести.


Поиски лодки продолжались почти 30 лет, а за ее обнаружение была объявлена награда в $300 тыс. долларов. В итоге "Дакар" смогли обнаружить специалисты американской фирмы "Неотикус" – лодка лежала на глубине 3000 метров.

Сразу после обнаружения было выдвинуто несколько версий: "Дакар" потоплен во время советско-египетских учений, столкнулся с миной времен Второй мировой войны или это техническая ошибка экипажа. Первые две версии оспариваются многими специалистами хотя бы потому, что обшивка корпуса подлодки не носит следов повреждений, характерных для глубоководных бомбардировок. А третья – экипаж и так опережал график, поэтому капитан дал приказ сбавить ход: на лодке все шло в штатном режиме.


Рубка "Дакара" в Военно-морском музее, Хайфа


Другой вопрос, что недалеко от гибели "Дакара" погибли при невыясненных обстоятельствах три французские подлодки, о которых мы писали ранее. А ранее до "Дакара", 28 января 1968 года, в этой акватории погибла еще одна подлодка французов – "Минерва", которая успела сообщить, что преследует неопознанный объект, засеченный гидролокатором.К-129 СССР


Вооруженная ядерными ракетами подлодка К-129 не должна была выходить в море. Субмарина только что вернулась из похода, экипаж был вымотан длительным плаванием, материальная часть требовала ремонта. Часть офицеров была отозвана из отпуска, недостающий состав набрали с других подлодок, также в экипаж добавили матросов-учеников из подплава.

В итоге, когда 8 марта 1968 года К-129 не вышла на связь, на КП эскадры даже не было списка экипажа. Подлодку искали десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота, при этом, привлеченные маневрами советских судов, американцы точно указали координаты масляного пятна, образовавшегося после гибели лодки. Но ВМФ СССР отыскать лодку так и не смогли, по прошествии 73 суток спасательная операция была прекращена, а родственники подводников получили похоронки с надписью "признан умершим". Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков отказался признать гибель экипажа и субмарины, что де-факто сделало лодку бесхозным имуществом, а о существовании К-129 и ее моряков страна просто забыла.

Позже этим воспользовались американцы ("Проект Азориан"), которые после семи лет подготовительных работ и затрат порядка 350 млн долларов смогли поднять К-129 с глубины 5000 метров. Операция заняла почти 40 суток, при подъеме субмарина разломилась на две части. В носовой были обнаружены тела шести подводников, которых американцы похоронили согласно морскому обычаю: саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза.



Правда, желаемого военные США так и не достигли – им нужны были шифры, но их не оказалось в положенном месте. Дело в том, что перенести шифр-рубку в ракетный отсек во время ремонта подлодки попросил ее командир – капитан 1-го ранга В. Кобзарь, которому было очень неудобно в маленькой каюте второго отсека.

"Проклятие К-129" повлияло на всех троих высокопоставленных персон, участвующих в операции по подъему лодки: миллиардер Говард Хьюз сошел с ума, президент Ричард Никсон был смещен с поста, а директор ЦРУ Уильям Колби покинул разведку по невыясненным причинам.

Сегодня доподлинно неизвестно, почему погибла К-129. Существует несколько версий произошедшего: столкновение с подлодкой США USS Swordfish (SSN-579), срабатывание двигателей ракет РД-21, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей и затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей – согласно официальной версии ВМФ СССР.

Китай хранит молчание

№208, КНР

Построенная для ВМС Китая подводная лодка проекта 629, получившая название №208, утонула в Южно-Корейском море по невыясненным причинам. Экипаж лодки насчитывал более 100 человек, плюс к этому на борту находились гражданские специалисты. Точное количество погибших неизвестно до сих пор – власти КНР хранят молчание, а вся информация об инциденте до сих пор засекречена.

Присутствие китайских ученых и инженеров на борту подлодки связано с испытаниями новейшей на то время китайской баллистической ракеты JL-1.Китайская сторона не выдвинула никаких версий гибели подводной лодки №208, как и не сообщила подробностей. Но существует версия, что китайская субмарина столкнулась с советской АПЛ К-10. Косвенно это подтверждает запись в бортовом журнале "К-10" о столкновении в Южно-Китайском море с неизвестной субмариной.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света