Легенда о белой змейке. Китай

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Озеро Сиху у города Ханчжоу много веков назад было столь же красиво, как и сейчас. И вот как-то весной, в равноденствие, в то чудесное время, когда на озере нежно зеленеют ивы, а воздух наполнен волшебным ароматом распустившихся цветков персика, появился у озера небожитель Люй Дунбин. Любуясь пейзажем, он решил немного развлечься. Превратился в старого торговца варениками тантуань и стал зазывать покупателей.

Один человек купил тантуань своему маленькому сынишке. Съел тот вареник и потом уже не хотел есть. Прошло три дня. Отец забеспокоился и побежал с сынишкой на руках к мосту Дуаньцяо искать торговца, с которым там встретился. Старик будто его там ждал. Отец попросил его все вернуть, как было. Люй Дунбин улыбнулся, взял малыша у обеспокоенного отца и поднялся на мост. Там он вдруг перевернул малыша вверх ногами и закричал: «Выйди!» И вареник целым, будто не прошло трех дней, упал в озеро.

Это был непростой вареник, а пилюля бессмертия. Зная его истинную природу, за ним сразу же устремились Волшебная Черепаха и Белая Змейка, жившие здесь. Пятьсот лет они постигали искусство долголетия, и силы их были равны. Белая Змейка проглотила пилюлю бессмертия, и волшебное мастерство ее удвоилось.

Быстро прошли 18 лет.

Белая змейка захотела найти того мальчика, который уже стал юношей. Она обернулась девушкой, прекрасной, как только что распустившийся цветок белого лотоса. И решила называться барышней Бай (белая).

Как-то барышня Бай проходила мимо дамбы Суди. Смотрит: какой-то нищий старик продает там маленькую зеленую змейку. И та горько-горько плачет. Барышня пожалела ее, купила и отнесла к озеру, чтобы выпустить змейку на свободу. Вдруг над гладью воды взвилась легкая зеленая дымка и перед ней предстала совсем юная девушка в зеленом платье. Она назвала себя Сяо Цин. Девушки решили стать сестрами: Барышня Бай – старшей, Сяо Цин – младшей.

Однажды девушки гуляли около дамбы Байди и моста Дуаньцяо озера Сиху и вдруг увидели красивого юношу. Парень сидел на большой раскидистой иве и смотрел красочное уличное представление. Барышня Бай вскрикнула от радости: она узнала в юноше того самого мальчика с тантуань, которого так давно мечтала найти. Девушка решила колдовством и хитростью заставить его спуститься. И вот что придумала! Неожиданно сгустились черные тучи, небо раскололи молнии, загремели страшные раскаты грома. Все разбежались, а парень слез с дерева. Но он к огорчению девушки не остался возле него, а поспешил к озеру и подозвал лодку, которая сразу же отчалила. Тогда Бай и Сяо Цин с берега начали кричать, махать руками, умолять, чтобы их взяли тоже. Парень выглянул из каюты, увидел на берегу озера двух несчастных девушек, дрожащих от холода и промокших до нитки. Юноша попросил лодочника вернуться и взять девушек. После многочисленных благодарностей, Сяо Цин спросила, как зовут их доброго спасителя. Юноша рассказал, как в детстве на здешнем мосту Дуаньцяо судьба свела его с небожителем, и с тех пор его прозвали Сюй Сянь (Небожитель Сюй). У него жены нет, живет у старшей сестры, вместе с ее семьей. Дом их возле ворот Цинбомэнь. Сяо Цин засмеялась, хлопнула в ладоши и сказала: «Это судьба! Моя сестра тоже одна, без мужа. Трудно жить без поддержки и опоры!» И добавила: «Вы просто созданы друг для друга». От этих слов юноша сильно покраснел, а Бай смущенно опустила голову: Они это уже поняли, потому что с первого взгляда сильно полюбили друг друга. Свадьба не заставила себя долго ждать. Оставаться в семье у сестры Сюй Сянь посчитал неудобным, и супруги переехали в Чженьцзян, взяв с собою и юную Сяо Цин.

В Чженьцзяне они открыли аптеку «Баохэтан». Барышня Бай составляла чудодейственные рецепты, ее муж готовил лекарства. У бедных денег не брали. Скоро об аптеке стали говорить. Слава ее росла. Все казалось было хорошо, но тут в дом постучалась беда.

В день Праздника начала лета младшая сестричка стала уговаривать Бай пойти в горы, чтобы переждать опасное для них полуденное время. Но Белая Змейка надеялась на свои тысячелетние волшебные силы, да и не хотела беспокоить мужа, если они уйдут вдвоем. Тогда Сяо Цин ушла одна. А Сюй Сянь предложил жене, которая была в положении, выпить особого вина, которое полезно и для матери, и для будущего ребенка, а к тому же еще и изгоняет духов. Ох, как не хотела пить это вино Белая Змейка. Она же не была простым человеком, и вино это было для нее совсем даже не полезно. Но она не хотела расстроить мужа. А после вина вдруг тело ее сильно ослабло, голова закружилась, и она еле дошла до кровати. А когда через некоторое время Сюй Сянь подошел к кровати и откинул ее полог - жены там уже не нашел: в постели спала крепким сном свернувшаяся в кольцо белая змея. Сюй Сянь в испуге закричал и упал замертво.

Когда Сяо Цин вернулась, в доме ее встретила одна мертвая тишина. Она в беспокойстве обежала дом, увидела на полу тело Сюй Сянь а около него в постели спящую в своем прежнем образе Белую Змейку, и тот час все поняла. Она с трудом разбудила старшую сестру. Бай ужаснулась, увидев бездыханное тело мужа. «Я не знаю здесь ни одного лекарства, способного вернуть его к жизни», - грустно сказала она. «Я полечу в горы Куньлунь за единственным, что его может спасти – за травой бессмертия. Ты останешься здесь присматривать за всем». Белая Змейка села на облако и полетела на гору Куньлунь – обитель бессмертных. Она без труда нашла красную волшебную траву линчжи. Но только сорвала травинку, как на нее накинулся белый журавль, охраняющий траву бессмертия. Рядом появился Бессмертный Южного предела. Девушка, заливаясь слезами, стала умолять его: «Почтенный и благородный старец! Разрешите мне взять всего лишь одну эту травинку, чтобы воскресить моего любимого». Старец кивком головы выразил свое согласие, и Бай беспрепятственно вернулась домой, неся у груди чудесную травинку линчжи.

Волшебная трава вернула жизнь в тело Сюй Сянь. А тот, решив, что девушки ничего не знают о причине его внезапного обморока (а он думал, что это был простой недолгий обморок и ничего больше), только через три дня рассказал им о виденной им змее и об испуге. Белая Змейка напустила на лицо большое удивление: «А я уж и не знала, что и подумать! Ну, скажи, как такая простая женщина как я, может превратиться в змею? Тебе просто показалось». А ее младшая сестричка Сяо Цин добавила: «Наверно Вам привиделся Цан Луна (зеленый дракон) – а это к прибавлению семьи и очень хорошо!» Через некоторое время Сюй Сянь поверил, что ему все действительно померещилось, и супруги вновь зажили в любви и согласии, будто ничего и не было.

А что же было с Черепахой?

После того, как Белая Змейка, опередив Черепаху, проглотила Пилюлю Бессмертия и стала вдвое сильнее своего многовекового врага, Черепаха удалилась в Западные пределы, затаив злобу и желание отомстить.

Однажды, пользуясь случаем, она украла у заснувшего Будды Татхагата три его драгоценности: Золотую чашу, рясу и буддийский посох. Обернулась монахом, назвалась именем Фа Хай и пришла в монастырь Цзиньшаньсы и через некоторое время стала его настоятелем. Людям не стало нравиться посещать этот храм. Однажды, разгневавшись на то, что в храме мало горит свечей, его настоятель (Черепаха) наслал на город болезни. Настоятель рассчитывал, что все люди в испуге побегут в храм и его состояние преумножиться. Но не тут-то было! Люди знали, где найти спасение. Они побежали в аптеку Бай и ее супруга. Чудодейственные пилюли сразу приостановили все болезни! Одев одежду бродячего монаха, Фа Хай пошел посмотреть на прославленную аптеку «Баохэтан», продающую столь сильные лекарства. Злости его не было предела, когда в девушке, писавшей чудодейственные рецепты, он узнал Белую Змейку! Старая злость вспыхнула с новой силой. Подождав окончания работы аптеки, и когда Бай уже поднялась наверх, монах прошмыгнул во внутрь и направился прямо к Сюй Сянь. «Ах, Благодетель, пятнадцатого числа седьмого месяца в монастыре Цзиньшаньсы будет служба. Приходите помолиться, чтобы вернуться на путь истины». Сюй Сянь подал монаху милостыню и обещал обязательно прийти.

В назначенный день Сюй Сянь был в храме. Фа Хай сразу же, как увидел его, стал нашептывать: «Ты не знаешь кто твоя жена! Она - оборотень. Ты должен стать монахом». Сюй Сянь не поверил ему и не согласился. Тогда Фа Хай силой запер его в монастыре.

Белая Змейка вместе с Сяо Цин в напрасных долгих ожиданиях Сюй Сяня пришли за ним в монастырь. Но настоятель монастыря даже не стал с ними разговаривать. Вместо этого ударил посохом. Волшебное знание подсказало Бай, что перед ней ее главный старый враг. Вынула она из волос волшебную шпильку – и мгновенно в монастырь хлынули потоки воды. Тогда Фа Хай скинул с себя рясу и бросил ее за ворота монастыря – за воротами выросла дамба и преградила путь воде. Белая змейка поняла, что нет у неё оружия против Фа Хай. К тому же вот-вот должен был появиться на свет ее первенец. Вместе с Сян Цин вернулась она к озеру и стала думать, что делать дальше. Как отомстить коварной Черепахе?

А тем временем, Сюй Сянь с помощью хитрости убежал из монастыря. Не найдя жены дома и поняв, что ее нет уже давно, он вернулся в Ханчжоу. Грустно ходил по тем местам, где ходили они вместе. Однажды, поднявшись на мост Дуаньцяо (с которого и началась наша история), залился слезами: «Где же мне теперь тебя искать, моя жена?»

Хоть Белая Змейка и Сяо Цин и жили теперь на дне озера, но на то они и волшебницы. Через толщу воды они услышали голос Сюй Сяня и поспешили предстать перед ним. Не стоит, наверно, рассказывать, как все были счастливы. Они пошли в дом старшей сестры Сюй Сянь. Время протекло быстро. Вот уже и Новый год позади, а в праздник Юаньсяо Белая змейка родила здорового, крепкого малыша. И у всех родных счастью не было предела.

Когда сыну исполнился месяц – по китайскому обычаю, Бай должна была показать его родным и друзьям. Сюй Сянь вдруг вспомнил, что все украшения жены они бросили в Чженьцзяне. И тут на улице раздался крик торговца: «Продаю золотой венец феникса! Кому чудесное украшение?» «Вот вовремя», - подумал счастливый муж и бросился на улицу к торговцу. Венец очень понравился Белой Змейке, и она сразу же примерила его. Кто мог подумать, что венец этот был не простой. Фа Хай превратил в него сворованную когда-то у Будды золотую чашу и обернулся торговцем. Если этот венец надеть, то назад уже не снимешь: он все туже и туже стягивает голову. Бай почувствовала страшную боль, перед глазами все поплыло, замелькало, и она упала без чувств на пол. Муж в отчаянии бросился к жене, стараясь чем-то помочь. И тут перед ним появился Фа Хай: «Благодетель, я пришел, чтобы освободить тебя от оборотня». Он дунул на венец, и тот опять превратился в золотую чашу, и та засияла ослепительным блеском, что совсем скрыла Белую Змейку. Бросился было Сюй Сянь на Фа Хая, но услышал умоляющий голос своей Бай: «Прошу тебя, любимый, уходи! Сбереги и вырасти нашего сына. Сяо Цин, сестра моя! Уходи быстрей! Ты сейчас не в силах одолеть Фа Хая, наберись мастерства и отомсти за меня, когда сможешь». Голос становился все тише, она все уменьшалась пока не превратилась в белую змею. Фа Хай посадил ее в золотую чашу и исчез. Он возвел пагоду Лэйфэнта на вершине Горы Грома рядом с монастырем «чистоты и милосердия». В ней он замуровал чашу с Белой Змейкой.

Так прошло несколько лет. Сяо Цин за это время стала мастером боевого искусства. Когда она поняла, что уже в состоянии отомстить за свою названную старшую сестру Белую Змейку, то стала искать Фа Хая. А когда нашла, то три дня и три ночи длилась их битва. Никто не мог победить. Звон оружия долетел до неба и прервал многолетний сон Будды. Он открыл глаза и увидел свои волшебные сокровища – рясу и посох, которые когда-то украл Фа Хай. И вернул их на место. Разрушил пагоду Лэйфэнта и вознес на небо свою золотую чашу. Белая Змейка еле успела выпрыгнуть из нее и бросилась на помощь младшей сестре. Фа Хай, лишенный трех волшебных вещей, понял, что своими силами не выиграет битву и полетел на Небо упрашивать Будду Татхагата спасти его. Но Будда даже не захотел слушать и гневно столкнул лжемонаха, и тот с небес упал прямо в озеро Сиху. Белая змейка вынула из волос свою волшебную золотую заколку, та блеснула – и озеро мгновенно пересохло. Негде укрыться оборотню! Вдруг появился огромный краб и втянул в себя монаха Фа Хая. Трудно крабу стало ползать как раньше, вот и стал ползать с тех пор боком, а потом и все крабы так стали. А еще когда ешь краба, вскрывая его спинной панцирь, то можно в нем разглядеть что-то похожее на бритоголового монаха. Это чтобы напомнить людям историю о Белой Змейке.

Китай — древняя страна, имеющая богатую и разнообразную мифологию. История и культура страны насчитывают несколько тысячелетий. Самая развитая цивилизация древности сумела сохранить свое наследие. До наших времен дошли уникальные легенды, повествующие о сотворении мира, жизни и людей. Существует огромное количество древних сказаний, но мы расскажем о самых значимых и интересных мифах Древнего Китая.

Легенда о Пань-гу — создателе мира

Первые повествуют о сотворении мира. Считается, что он был создан великим божеством Пань-гу. В космосе царствовал первозданный хаос, не существовало ни неба, ни земли, ни яркого солнца. Нельзя было определить, где верх, а где низ. Не было и сторон света. Космос представлял собой большое и крепкое яйцо, внутри которого была только темнота. В этом яйце и жил Пань-гу. Много тысяч лет провел он там, мучаясь от жары и недостатка воздуха. Устав от такой жизни, Пань-гу взял огромный топор и ударил им по скорлупе. От удара она раскололась, разделившись на две части. Одна из них, чистая и прозрачная, превратилась в небо, а темная и тяжелая часть стала землей.

Однако Пань-гу боялся, что небо и земля снова сомкнутся воедино, поэтому он стал придерживать небосвод, с каждым днем все сильнее поднимая его ввысь.

18 тысяч лет Пань-гу держал небесный свод, пока он не затвердел. Удостоверившись, что земля и небо больше никогда не соприкоснутся, великан отпустил свод и решил отдохнуть. Но, удерживая его, Пань-гу потерял все свои силы, поэтому тут же упал и умер. Перед смертью тело его трансформировалось: глаза стали солнцем и луной, последний вздох — ветром, кровь потекла по земле в виде рек, а последний крик стал громом. Так описывают создание мира.

Миф о Нюйве — богине, сотворившей людей

После сотворения мира мифы Китая повествуют о создании первых людей. Богиня Нюйва, живущая на небесах, решила, что на земле не хватает жизни. Прогуливаясь возле реки, она увидела свое , взяла немного глины и стала лепить маленькую девочку. Закончив изделие, богиня обдала ее своим дыханием, и девушка ожила. Следом за ней Нюйва слепила и оживила мальчика. Так появились первые мужчина и женщина.

Богиня продолжила лепить людей, желая заполнить ими весь мир. Но процесс этот был долгим и утомительным. Тогда она взяла стебель лотоса, обмакнула его в глину и встряхнула. Маленькие глиняные комочки полетели на землю, превращаясь в людей. Испугавшись, что ей придется снова лепить их, она приказала творениям самим создавать свое потомство. Такую историю рассказывают мифы Китая о происхождении человека.

Миф о боге Фуси, научившем людей ловить рыбу

Человечество, созданное богиней по имени Нюйва, жило, но не развивалось. Люди ничего не умели, только собирали плоды с деревьев и охотились. Тогда небесный бог Фуси решил помочь людям.

Мифы Китая рассказывают, что он долго бродил по берегу в раздумьях, но вдруг из воды выскочил жирный карп. Фуси поймал его голыми руками, приготовил и съел. Понравилась ему рыба, и он решил научить людей ловить ее. Да только воспротивился этому Лун-ван, боявшийся, что они съедят всю рыбу на земле.

Царь драконов предложил запретить людям ловить рыбу голыми руками, а Фуси, подумав, согласился. Много дней он размышлял о том, чем можно поймать рыбу. Наконец, прогуливаясь по лесу, Фуси увидел паука, плетущего паутину. И бог решил по ее подобию создать сети из лиан. Научившись рыбачить, мудрый Фуси сразу же рассказал о своем открытии людям.

Гунь и Юй борются с потопом

В Азии до сих пор очень популярны мифы Древнего Китая о героях Гуне и Юйе, которые помогали людям. Случилось на земле несчастье. На протяжении многих десятков лет реки бурно разливались, уничтожая поля. Погибло много людей, и они решили как-то спастись от напасти.

Гунь должен был придумать, как защититься от воды. Он решил построить дамбы на реке, но у него не хватало камней. Тогда Гунь обратился к небесному императору с просьбой дать ему волшебный камень "Сижан", который мог в один миг возводить дамбы. Но император отказал ему. Тогда Гунь украл камень, построил дамбы и восстановил порядок на земле.

Но прознал правитель о краже и забрал камень обратно. Снова реки затопили мир, а разозленные люди казнили Гуня. Теперь его сын Юй должен был все исправить. Он снова попросил "Сижан", и император не отказал ему. Юй стал строить дамбы, но они не помогали. Тогда с помощью небесной черепахи он решил облететь всю землю и исправить русло рек, направив их в море. Усилия его увенчались успехом, и он победил стихию. В награду сделали его своим правителем.

Великий Шунь — китайский император

Мифы Китая повествуют не только о божествах и простых людях, но и о первых императорах. Одним из них стал Шунь — мудрый правитель, на которого должны равняться другие императоры. Родился он в простой семье. Мать его рано умерла, а отец женился заново. Мачеха не смогла полюбить Шуня и хотела его убить. Поэтому он покинул дом и отправился в столицу страны. Он занимался земледелием, рыболовством, гончарным делом. Слухи о благочестивом юноше дошли до императора Яо, и он пригласил его к себе на службу.

Яо сразу хотел сделать Шуня своим наследником, но перед этим решил испытать его. Для этого он отдал ему в жены сразу двоих дочерей. По приказу Яо он также усмирил мифических злодеев, нападавших на людей. Шунь приказал им охранять границы государства от призраков и бесов. Тогда Яо уступил ему свой трон. По легенде Шунь мудро правил страной почти 40 лет и был почитаем народом.

Китая рассказывают нам о том, как видели мир древние люди. Не зная научных законов, они считали, что все природные явления — это деяния старых богов. Эти мифы также легли в основу древних религий, которые существуют до сих пор.

Нет на свете места прекрасней, чем озеро Манасаровар! Скрывать нечего: лишь первые виды появляющегося на горизонте озера заставляют каждый раз учащённо биться моё сердце, а мощные потоки энергии и ощущения прикосновения к чему-то древнему, потаённому и сакральному будоражат тело и ум; ты будто настраиваешься мгновенно на источник эталонных вибраций, приносящих тебе ясность, умиротворение, гармонию и счастье.
Поразительная и сногсшибательная красота и живительные священные воды притягивают к себе паломников перед совершением Коры вокруг Кайласа. По традиции пилигриму положено сначала обойти по часовой стрелке озеро, затем пройти Кору, а после отправиться к горячим источникам Тиртхапури. В предыдущие две поездки мы совершали Кору вокруг Манасаровара на джипе, на этот раз было запланировано лишь пару раз переночевать на берегах волшебного озера, непременно совершив ритуал омовения в "живой" воде озера.

Возвращаясь во второй половине дня из долины Гаруды и Тиртхапури, наш автобус снова сделал по моей громкой просьбе остановку напротив Кайласа. Всё-таки с данного ракурса можно снять нетривиальные кадры, чтобы потом на максимальном увеличении долго разглядывать орнаменты и барельефы Кайласа и гор-спутников. На ребре, разделяющем южную и западную грани Кайласа, расположена мистическая трёхэтажная гора Тиджунг, которую также называют Малым Кайласом. Громадные каменные блоки словно поставлены друг на друга неведомыми ныне силами, а разделяющая гору на две половины вертикальная трещина-желоб позволяет проводить аналогии с раскрытой книгой. Примечательно ещё, что снежная конусная или пирамидальная шапка Тиджунга никогда не тает, даже в разгар лета. Можно заметить, что чуть повыше на Кайласе вообще почти нет снега, но крыша Тиджунга словно что-то скрывает под собой от посторонних глаз.

В тот день стояла весьма облачная погода, и Кайлас то и дело обволакивали стремительно плывущие облака. С южной стороны к священной горе примыкают два саркофага или два терема, как их иногда тоже называют - горы Астапад и Нанди. Между ними проходит тайная тропа Внутренней Коры, куда в год Водяной Лошади попасть легально было практически невозможно. На дороге из посёлка Дарчен, ведущей в тайные долины, стоял блокпост китайских военных. А за любой шаг влево-вправо от тропы традиционной Внешней Коры полагался, конечно, не расстрел, но такое нарушение порядка грозило бы гиду лишением лицензии, а агенству штрафами и попаданием в чёрный список.

Слева - гребень Астапада, священной горы адептов древней религии бон. Поэтому тропа бонской Внутренней Коры проходит против часовой стрелки вокруг Астапада к плато 84 махасиддх, где находится пещера бонского жреца Наро Бончунга, боровшегося с йогином Миларепой за право на Кайлас. Чтобы пройти Внутреннюю Кору по буддистской традиции, сначала необходимо подняться в рукотворную нишу Санториши с 13 чортенами на южном лице Кайласа. Полоску чортенов вполне можно различить и на этом кадре, правее вертикальной трещины и царапин/сколов, отличающихся по цвету от породы тела горы. Затем предстоит преодолеть перевал Сердунг Чуксум Ла высотой 5834 метра - перемычку, соединяющую Кайлас с теремом Нанди. Нанди - имя быка Шивы. Некоторые исследования гласят, что между Кайласом и теремами существует система туннелей, да и внутри всех трёх гор имеются обширные пустоты. По легендам, внутри сидят в состоянии глубокой медитации, самадхи, представители предыдущих цивилизаций и Учителя человечества. И отбросив весь скептицизм, скажите: природа-кудесница может создать такие правильные геометрические формы? Конечно, уже сделаны расчёты, как эрозия, ледник и прочие природные явления могли сформировать мандалу Кайласа, но в них совсем не получается верить. А пирамидка на крыше Нанди? Кто построил эти огромные мегалитические сооружения? Порассуждаем, когда пойдём Кору и увидим множество других загадок. А теперь пора снова прыгать в автобус и мчать на берега волшебного озера Манасаровар.

Каждый раз мы останавливаемся в гестхаусе на берегу, что держит гостеприимная семейная пара. На очень уютной и тёплой кухне приятно проводить вечера за кружкой чая и беседами. Старую карту, что все постояльцы всегда долго разглядывали, китайцы заставили снять и повесить вместо неё новую, где Тибет уже значится в составе Китая. Но пока ещё не совсем стемнело, есть время прогуляться по берегу и насладиться красотами озера.

По-тибетски озеро называется Мапамъюм Цо, что означает "победоносное". Но на западе более прижилось название Манасаровар, образованное от двух санскритских слов - "manas" (сознание) и "sarovara" (озеро). По индуистской легенде озеро было рождено в уме бога Брахмы. Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: "Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды - жемчуг." Живые воды озера являются священными и для буддистов - по преданиям, на берегах Манасаровара царица Майя зачала Будду Шакьямуни. У индуистов Кайлас - обитель бога Шивы, любимое место его медитаций, символ мужской пассивной и непроявленной энергии, тогда как озеро - символ активной, проявленной женской энергии, которая ассоциируется с его супругой Парвати. У тибетцев схожие верования: для них Кайлас - жилище бога Демчога, гневного проявления Будды Шакьямуни, а Манасаровар - место обитания его подруги, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание.

Разумеется, как только стемнело и небосвод зажёгся мириадами звёзд, я отправился снимать. По небу по-прежнему плыли тучи, а отлучаться далеко от гестхауса не хотелось. Во-первых, рядом стоял гарнизон китайских военных; во-вторых, не один раз читал и слышал истории о том, как бродячие собаки пытались окружить отставшего от своих товарищей путешественника. В этом году, кстати, собак почти не было слышно и видно, даже в начале Коры и у Дарчена. Видимо, китайцы их перестреляли.

Так что включить в кадр что-либо кроме самого неба и Млечного Пути было крайне проблематично. Оставалось только, задрав голову и улыбаясь, созерцать звёзды, пока камера выполняла свою работу.

За каждый вечер съёмки я наблюдал и иногда ловил в кадр десятки падающих звёзд.

На следующее утро мы легко проснулись рано и успели застать всходящее из-за дальнего берега солнца. Постепенно оно подкрашивало в тёплые тона облака, чтобы затем яркой вспышкой засиять, согревая остывшие за ночь воды озера.

Удивительной красоты картина, полнейший восторг для глаз. А уж про внутренние ощущения можно и умолчать, тем более у каждого они свои, уникальные.

"Живая" вода из Манасаровара обладает целебными свойствами. Вкуснее воды я в своей жизни не пил. Каждый раз, как и многие паломники, я набираю с собой несколько бутылок живой водицы, чтобы потом, когда здоровье подводит, сделать глоток-другой и вскоре почувствовать облегчение и прилив сил. Воду, набранную в 2010м году, я уже давно выпил. Бутылочки не подписывал, но кажется, у меня до сих пор есть вода, набранная в 2011м году. Точно есть и набранная в 2012м. Спустя несколько лет вода ни капли не утратила свой вкус, не помутнела, не образовался никакой осадок.

По соседству находится озеро с мёртвой водой - озеро демонов Ракшас Тал. Мы к нему ездили и совершали омовения в нём только в 2010м году. Но на Ракшас Тал всегда штормит, на берег набегают волны, тогда как на Манасароваре при даже очень сильном ветре стоит лишь лёгкая рябь. А между озёрами всего 5 километров, и соединяет их узкая протока. В Ракшас Тале никто не живёт, а Манасаровар, наоборот, богат рыбой, и на его берегах полно разных птиц.

И если существуют гипотезы об искусственном происхождении Кайласа и окружающих гор, то об озёрах тоже ходят разные легенды. Манасаровар образовалось около 300 лет до н.э., а Ракшас Тал - около 650 лет до н.э. Искусственные водоёмы создавались, по преданиям, Большими Людьми (Титанами) 20 000 лет до н.э. и в новую эру. Создавались они в большей части для народов, ушедших жить под землю, куда затем они ушли и сами. Считается, что глубина Манасаровара 82 метра. Но некоторые исследования сообщают, что у озера нет дна. То есть в центре озера есть колодец, уходящий вглубь Земли. Такие колодцы встречаются и в других местах нашей планеты. Возможно, Вы встречали в сети статьи о том, как внезапно высохло какое-то озеро, а затем на его высохшем дне обнаружили бездонную яму, куда ушла вода. Я читал одну заметку, как регулярно одно из таких озёр то высыхает, то разливается снова. Так вот, в воды Манасаровара опускали буёк, который постепенно удалялся от берега, пока не остановился близко от центра озера и стал там кружиться. Стало быть, на дне есть колодец, около которого естественным образом возник водоворот.

Солнечные лучи ударили по лицам, зажигая улыбки. И можно вспомнить ещё одно сказание. Однажды Шива со своей супругой Парвати медитировали на берегу Манасаровара. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание, дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна, только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно - она заснула. Заметив это, Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку, и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сверх силами и живут сотни лет.

Моим самым любимым монастырём в Тибете является приютившийся на вершине холма Чиу, что переводится как "маленькая птичка". Именно здесь провёл последние семь лет своей жизни Гуру Падмасамбхава перед тем, как вознестись на небеса по радуге на своём коне.

В монастыре находится необычайно сильная маленькая пещерка, где Падмасамбхава медитировал. Энергия там настолько наимощнейшая, что своё тело я практически не контролирую. Более сильные ощущения были только, когда я поднимался к северному лицу Кайласа в 2012м году.

Монах откроет Вам пещеру, надо только знать, где она находится, и даст помедитировать минут 10-15, если не будет других паломников.

После Чиу стоит прогуляться к ступам на соседнем холме по направлению к Кайласу, снежная шапка которого хорошо видна на горизонте в безоблачные дни.

Складывается впечатление, что количество камней здесь растёт быстрыми темпами год от года. А уж в год Водяной Лошади, когда вибрации Кайласа, как считается, особенно сильны, поток паломников был чрезвычайно большим. Отсюда и закрытие всех внутренних долин, и толпы военных у Кайласа и на всех подступах к нему.

Одни камни запомнились мне ещё с прошлых паломничеств, другие я видел впервые.

Особое таинство - ходить вокруг камней и ячьих черепов, обходить по кругу ступы и чортены, смотреть, как игриво на ветру развеваются молитвенные флаги пяти цветов, символизирующих пять элементов.

Наш гид Джун рассказала, что на востоке озера набирают воду для омовения, а на западе собирают камни, которыми точат ножи. На южных берегах Манасаровара можно найти пять видов цветного песка, который используют монахи при построении мандал. Пять цветов тоже символизируют пять элементов и пять дхьяни-будд. А на севере произрастают растения, из которых тибетцы делают благовония.

Считается, что перед Корой хорошо совершить ритуал омовения в священных водах Манасаровара, что сжечь старую карму, очиститься и пойти на Кору обновлёнными, взаимодействуя с вибрациями и энергиями Кайласа. Хотя Джун наоборот говорила, что следует совершить омовения после Коры, и она всегда так делает.

Ветер продолжал нещадно дуть, но это никого не останавливает, и мы отправились по берегу подальше от гестхауса за скалу, где дно более приятное для захода в ледяную воду. Заходить по камешкам гораздо проще, чем когда ноги погружаются в ил и буквально замерзают с каждым шагом. А у берега озеро довольно мелкое, поэтому по колено обычно идти приходится довольно далеко. Необходимо три раза с головой окунуться.

И вот ты идёшь по камням, осторожно переступая, слегка дрожишь от холодной воды и знаешь, что вскоре тебе придётся нырять в чудодейственные волшебные воды. И в какой-то момент останавливаешься, и мысли в голове останавливаются следом, и глубоко вдохнув и закрыв глаза, почти падаешь, отдавая себя озеру. Опьянённый, с криком от холода выскакиваешь, и сразу же второй раз, а за ним и третий. И чувствуешь, что ты уже другой. Что-то ушло, твоя энергетическая оболочка изменилась. Всё плохое, все проблемы и неурядицы, всё куда-то ушло совсем или ты перестаёшь придавать им малейшее значение. Уникальный момент трансформации, делящий день, а возможно, твою жизнь, на до и после.

И уже совсем не спеша, ты идёшь к берегу, попутно зачёрпываешь ладонями воду и наслаждаешься каждым глотком. Высота около 4600 метров, вокруг фантастической красоты пейзажи, и ты идёшь по священным водам абсолютно голый, таким, как создала тебя природа. И находишься в гармонии с природой, всем миром и самим собой. А на берегу уже совсем не холодно, вытираться не хочется, тело обдувает всё тот же резвый ветер. Но ты уже другой, изменившийся. Настроившийся на изначальные вибрации, снова поймавший нужную, казалось бы, утерянную частоту.

А теперь можно возвращаться в гестхаус и уезжать к подножию Кайласа в посёлок Дарчен, чтобы на следующее утро ступить на священный маршрут Коры. Правда, перед этим ещё обязательно надо навестить приветливую Йонцзе в её ресторане, где уже даже есть меню на русском, и вручить ей привезённые подарки. Думал, что за два года отсутствия Йонцзе меня забыла. Но тут она, мило улыбнувшись, внезапно спросила: "А где твой друг?" Серёга,


Одним из самых красивых озер Китая считается Сиху 西湖, что означает "Западное озеро", по берегам которого раскинулся прекрасный город Ханчжоу 杭州. С озером связаны многочисленные легенды, истории, предания. Поэты воспевали его в своих стихах, художники изображали на своих полотнах.

Одно старинное предание повествует о появлении озера Сиху и прекрасной любви между Драконом (символ мужского начала) и Фениксом (женское начало). На картинах часто встречается этот сюжет: Дракон, Феникс и жемчужина.

Некогда в каменной пещере к востоку от Небесной реки жил белоснежный Нефритовый Дракон. А в большом лесу к западу от Небесной реки - пестрый Золотой Феникс. Нефритовый Дракон и Золотой Феникс были соседями. Каждый день с утра до вечера они занимались своими делами. В один прекрасный день Нефритовый Дракон и Золотой Феникс достигли удивительного острова, где нашли большой камень, переливающийся всеми цветами радуги. Он пленил взгляды Дракона и Феникса, и они решили выточить из него жемчужину. Нефритовый Дракон уже сточил когти, а Золотой Феникс разбил клюв, но день изо дня они трудились, вытачивая жемчужину. Их труд не пропал даром, и спустя годы они выточили из камня идеально ровную жемчужину.

Но им показалось, что жемчужине не достает блеска. Золотой Феникс с горы Небожителей принес в своем клюве росу, Нефритовый Дракон со дна Небесной реки достал чистейшую родниковую воду. Росой и родниковой водой окропили они жемчужину, и тотчас жемчужина ярко засияла. Ее сияние коснулось Нефритового Дракона и Золотого Феникса, и Нефритовый Дракон превратился в красивого юношу, а Золотой Феникс – в прекрасную девушку. Между ними вспыхнула любовь друг к друг и к своему творению – сияющей жемчужине. Они поселились на острове посредине Небесной реки и хранили свою жемчужину.

Эта жемчужина была волшебной: под ее сиянием зеленели леса, распускались цветы, созревали урожаи. И однажды ее сияние достигло глаз самой Сиванму – Матери-императрицы Запада. Всем сердцем своим возжелала Сиванму обладать прекрасной жемчужиной. Она отправила своего доверенного выкрасть жемчужину, и тот, когда Нефритовый Дракон и Золотой Феникс крепко спали, забрал жемчужину. Сиванму спрятала жемчужину в золотой шкатулке в самых дальних покоях, запертых на девять дверей девятью замками, а ключи постоянно держала при себе.

Утром Нефритовый Дракон и Золотой Феникс не обнаружили своей прекрасной жемчужины. Они обыскали весь дом, Нефритовый Дракон спускался на самое дно Небесной реки, Золотой Феникс поднималась на гору Небожителей, но нигде не нашли они своей жемчужины. Но они не теряли надежды.

Однажды Сиванму устроила в своем дворце грандиозный праздник. Все небожители слетелись на него. Самые изысканные яства, прекрасные вина были на столах. Сиванму, захмелев, обратилась к своим гостям: «Небожители! У меня спрятана прекрасная жемчужина, и сегодня я вам ее покажу. Ни на земле, ни на небе подобной не отыскать!». И, сняв с пояса связку из девяти ключей, она оперла ими девять замков девяти дверей и, открыв шкатулку, выложила сверкающую жемчужину на золотую тарелку и понесла показывать ее гостям.

Блеск и великолепие жемчужины ослепили присутствующих. Сияние, исходившее от нее, разлилось вокруг. Его увидели Нефритовый Дракон и Золотой Феникс. Ринулись они в Небесные чертоги, и, выступив вперед, воскликнули: «Это наша жемчужина!» Разгневалась Сиванму и закричала: «Ложь! Все сокровища мира должны принадлежать мне, ибо я – мать самого Небесного владыки!» Тогда Дракон и Феникс рассказали, как они день за днем, год за годом вытачивали жемчужину, как они стерли когти и клюв в кровь. Но Сиванму позвала охрану и поспешила спрятать жемчужину. Крепко ухватились за золотую тарелку Нефритовый Дракон, Золотой Феникс и Сиванму, каждый тянул ее на себя. Прекрасная жемчужина раскачалась и скатилась с тарелки, и полетела вниз, на землю. Запричитала Сиванму, не в силах ничего сделать, опешили гости, застыла охрана. А Нефритовый Дракон и Золотой Феникс ринулись вниз за своей любимой жемчужиной. В полете юноша превратился снова в Дракона, а девушка – в Феникса. Так они и летели, охраняя жемчужину.

Но едва жемчужина коснулась земли, то превратилась в прозрачное Западное озеро. Нефритовый Дракон и Золотой Феникс не в силах были расстаться со своей драгоценной жемчужиной. Свернувшись, дракон превратился в гору Нефритового Дракона у берега озера, а Золотой Феникс превратился в гору Феникса, покрытую изумрудной зеленью. И с тех давних пор гора Нефритового Дракона и гора Феникса охраняют драгоценное озеро Сиху. А в народной песне поется: «В Сиху с Небес упала ясная жемчужина, Дракон и Феникс прилетели к реке Цяньтан».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света