Ледовый режим. Байкал

ЛЕДОВОЕ ЦАРСТВО

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно на шельфе вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его может превышать метр. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду – серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.

В конце зимы происходит мощная подвижка льда, отдельные торосы могут превышать рост человека. Вмерзшие вертикально прозрачные льдины привлекают внимание фотографов своей необычной формой и сверкающей хаотичностью нагромождения. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. По гладкому льду путешествуют на коньках и буерах, по заснеженному озеру – на лыжах и пешком.

Наплесковый лед причудливо намерзает на скалах

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших ветвистых сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон – Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для путешествий: тепло, можно находиться на льду в солнечную безветренную погоду в легкой одежде, без перчаток и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся совсем рядом. В этот период интересны ледовые маршруты вдоль побережья Северного Байкала – зеркальный лед и белоснежные остроконечные вершины придают неповторимый колорит зимнему путешествию.

Вмороженные в торосах льдины поражают своей исключительной прозрачностью

В марте можно наблюдать редкое явление, когда при мощной подвижке льда возникает гидроудар, отдельные осколки вылетают вверх, как из пушки, и разлетаются далеко вокруг по замерзшему озеру. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова – как будто плотно сжатые челюсти перемалывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4–5 см. Через 3–4 мин обычно все замирает, и наступает полная тишина.

В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах с шипованными покрышками. Ездить по гладкому льду – занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах, судне-амфибии «Хивус-10» на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере от Листвянки, надо непрерывно плыть около 2 дней, зимой все это доступно за 5–7 ч езды на автомобиле от Иркутска.

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Отличие ледовых дорог – плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд издалека лед кажется гладким как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Скорость передвижения зависит от ледовой обстановки, так, по данным GPS-навигаторов, в одном из автомобильных трофи-рейдов по льду было пройдено 1537 км, средняя скорость движения составила – 45,1 км/ч, максимальная на гладком заснеженном льду – 102 км/ч.

При автомобильных путешествиях по льду надо прислушиваться к прогнозу погоды, чтобы не попасть в снежную ловушку после снежной метели. Выбраться после сильного снегопада без проторенной колеи для легковых машин порой невозможно.

В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.

Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками на побережье существуют ледовые дороги, а там, где их нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, огибая торосы и трещины. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где регулярно образуются пропарины и трещины, двигаться с проводником. Зимние месяцы – самое сложное время для путешествий, удаленные от населенных пунктов уголки побережья Северного Байкала совершенно пустынны, нет ни туристов, ни рыбаков, только лед и обжигающий морозный ветер. Говорить о том, что в ближайшие годы отдыхающие устремятся в этот холодный край, преждевременно, на побережье Северного Байкала нет ни теплых баз, ни дорог. Пешеходный переход с северной оконечности Ольхона на Ушканьи острова, например, потребует около 2 дней, причем это будет не увеселительной прогулкой на коньках или лыжах, а изнуряющим спортивным походом сквозь поля ледяных торосов и глубокие наддувы снега с тяжелым грузом зимнего снаряжения и автономного питания.

Особенность мартовских торосов в том, что благодаря весеннему солнцу уже частично сошел снег, льдинки разморозило, и груды чистого битого льда становятся подвижными. Идти через такие поля – сущее мучение. Валы битого льда и торосов иногда достигают метровой высоты, и каждому шагу предшествует предварительное обивание и расчистка от осколков мест, куда ступает нога. Идти через сложные торосы без дополнительной опоры на лыжные палки весьма рискованно. Но даже использование палок не оберегает от падений. Ноги постоянно скользят и умудряются застревать среди льдин в таких нелепых позах, что при спешке можно растянуть связки или подвернуть ногу. Неудачно упав, можно сломать лыжную палку и больно удариться локтем о лед. На 150-метровый переход через полосу торосов порой требуется более 40 мин. За полосой торосов можно встретить зеркальный лед, в котором отражаются береговые скалы, по такому полированному льду можно передвигаться скользя на подошвах, как на коньках.

ОСОБЕННОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ЛЬДУ ОЗЕРА

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек. Многочисленные автомобильные следы во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться – каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.


Ледовыми правилами не следует пренебрегать – их соблюдение обезопасит поездку. Основными из них являются: перед съездом на лед расспросить местных жителей об особенностях пути, не ездить по льду ночью, не выпивать спиртного за рулем. На байкальском льду встречаются опасные становые трещины, мощные надвиги льда и промоины, опасные для автомашин. Кем проложена дорога, часто неизвестно, поэтому не всякий автомобильный след может быть надежным. На льду могут остаться следы новичков, с риском для себя заехавших в опасное место. Живые трещины могут быть забиты льдом, и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Надежность битого смерзшегося льда в трещинах необходимо проверять с помощью пешни или лома.

Лед около метра выдерживает вес вертолета

Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °C, в первые 3–4 дня лед нарастает по 4–5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1-14 января – глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15–20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг.). В южной части Байкал закрыт льдом 4–4,5 месяца, в северной части – 6–6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.

Торосы обычно бывают 1,5–3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 м. Лед толщиной 10–15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см – вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. Согласно инструкции по устройству ледовых переправ, для прохождения автомобиля общей массой 10 т толщина льда должна быть не менее 30 см, 15 т – 35 см, 20 т – 40 см при среднесуточной температуре воздуха не менее 10 °C. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. При плюсовых температурах в течение 2–3 дней меняется структура льда, и его грузоподъемность уменьшается на 20 %. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время.

Официальные зимние переправы, например с материка на остров Ольхон, отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели – своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10–40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1–2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20–30 °C. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 °C линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. сообщается: «Таких длинных и широких щелей не запомнят даже старики-старожилы. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться».

Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5–2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни – специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200–500 м, выставляются ворота – ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70–80 км в час – и прыжок через трещину.

Кроме становых щелей, опасность для автомашин представляют пропарины, возникающие на льду в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Пропарины, прикрытые слоем снега, обнаружить практически невозможно. Открытые пропарины – полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда они скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные подводными ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Поэтому лучше не съезжать с обозначенного накатом зимника, а там, где возможны пропарины и трещины, двигаться с проводником, хорошо знающим особенности льда в этом районе. Подозрительные места нужно тщательно обследовать и опробовать толщину льда пешней или другим острым предметом.

На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские Ворота по этой причине не делают ледовой переправы. В разные годы переправу устраивают либо из Куркутского залива, либо с материка после дельты реки Сармы. Указатель со стрелкой «Ледовая переправа» поможет в правильном месте выехать на лед. Официальную переправу на Ольхон обозначают вмороженными вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. На ней установлены знаки: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч». Большинство других зимников прокладываются рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету и видны издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Коты. Значительно чаще уходят под лед автомобили, двигающиеся на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого Моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого Моря находится от 25 до 50 автомобилей.

В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительнее, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.

Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култук к Байкальску и до пос. Маритуя. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала – от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные – от пос. Хужир, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузин через Чивыркуйский залив.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большого Кадильного, напротив которого происходит таяние под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9-14 июня) освобождается ото льда северная часть озера. В начале лета, в июне, на синей глади озера в северной части Байкала плавают скопления ослепительно белых льдин, на которых любят греться на солнце нерпы.

СТАНОВАЯ ЩЕЛЬ. Сквозные трещины на льду Байкала ежегодно образуются в одних и тех же местах и сохраняются в течение всей зимы. При суточных колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается. Ширина щели в течение суток может значительно меняться. Они чаще всего имеют ширину от 0,5 до 1–2 м и длину до 10–30 км. Наиболее часто встречаются в средней части Байкала между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос. Представляют опасность для автомобилей. Преодолевают их с помощью толстых досок или перепрыгивают на скорости.

СОКУЙ. Это один из видов льда на Байкале, образующийся вдоль берегов при первоначальной фазе замерзания озера в виде тонкой ледяной кромки – забереги, а также лед, образовавшийся осенью от приплесков волн на скалах и камнях. Толщина льда на скалах порой достигает нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы могут покрываться наплесковым льдом до высоты 10 м. Эффектные сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах Кобылья Голова, Курминский в Малом Море и на скалах северной оконечности острова Ольхон. Ледяной панцирь сковывает камни и украшает причудливыми сосульками близко расположенные к воде ветви деревьев и кустарников.

НАДВИГИ ЛЬДА. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20–30 м и подниматься в высоту на 15–16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. надвиги льда перекрыли железную дорогу около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом.

Бирюзовый лёд, целые торосы яркого, бирюзового льда у северной оконечности полуострова.

1. Мы взяли курс на северную точку Святого Носа.



2. Мыс Верхнее изголовье.

3. Прибрежная часть мыса разрешена для познавательного туризма, далее — зона заповедного режима. Но сегодня мы не собирались покорять горы Святого Носа, нас больше интересовал лёд.

4. Мы остановились возле почти свежей трещины. Льды на Байкале находятся постоянно в движении. Где-то раскрывает и получается трещина, а в другом месте ледяной щит идёт на другой, и в результате получается торос.

5. Сначала было как то страшно стоять у свежего разлома, потом привыкли. В этом месте довольно глубоко, это уже не Чивыркуйский залив, а самый настоящий Байкал.

7. В сторону полуострова видна такая вот картина. Такой лёд - до самого берега. Сплошной торос. Представляю, какая нужна силища, чтобы взять и смять километры ледового поля! Думаю, это произошло когда лёд был ещё тонок, сантиметров десять. Надавило, смяло, и он так и замёрз.

8. А тут торос побольше, с льдинами толщиной 30-40 сантиметров.

9. Ходить по торосам на Байкале довольно опасно.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечат-ление.
Исключительная прозрачность льда позво-ляет видеть дно на шельфе вблизи берега и загля-дывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путе-шественника. Спрятаться от пронизывающего хо-лода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.

Байкал — самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды, расположенное в Восточной Сибири. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина озера колеблется в пределах от 24 до 79 км.
По красоте зимний Байкал не уступает летнему. После того как водная поверхность покрывается льдом, открывается еще больше возможностей увидеть всю красоту Байкальской природы. Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта - в посте об этом уникальном озере.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.
Площадь замерзаемой поверхности Байкала — более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая.

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15—20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.
Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река — Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м.
Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.


Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.
Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода. Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.
Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.
Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.
Ольхон - крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км.

С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.


Недалеко от внешней стороны Ольхона — глубочайшее место Байкала (1642 м).

Гора Жима - самая высокая точка острова
Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.

Мыс Хобой - самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского "клык"
Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун).
Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески).

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.
Их называют сокуи.

Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Остров Харанцы

Остров Едор ("Львиная голова")

Скала Шаманка
Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.
Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса "Бурхан" появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.
Словом "Бурхан" буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.
А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный населенный пункт на острове.

В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.
Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Остров Ольтрек и Борга-Даган
Хорошо видны следы от снежных заносов.

Остров Огой

Ступа просветления на вершине острова

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой
Её длина составляет чуть больше 10 километров

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00".
Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка
Основа экономики посёлка — туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.
Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала - поселок Култук.

Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется надве транспортные артерии - в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан - древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.
По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Мраморный карьер

Город Слюдянка
Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.

Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.
Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.

До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

Железнодорожный мост через реку Половинную
О Кругобайкальской железной дороге и ее достопримечательностях можно почитать подробнее

Байкальские лимнологи
Лимнология - наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.

Станция лимнологов расположена прямо на льду неподалёку от посёлка Большие Коты

Интерьер станции аскетичен.

Аэростат на льду Байкала используется для метеонаблюдений.

Все описанные в посте достопримечательности отмечены на карте Прибайкалья .

В посте были использованы фотографии из полетов над озером Байкал блогера Славы Степанова gelio .

P.S.:
С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для зимних путешествий.
В следующем посте пойдет речь о наиболее популярных и интересных зимних маршрутах выходного дня по снежному Прибайкалью.

Впрочем, на Байкале поражает не только прозрачность льда. Любые произведения природы из замерзшей воды – торосы, наплески и ледяные гроты, – так же привлекают внимание и завораживают путешественников.

Возле берега лед скрыт под снегом, но если отъехать метров на двести, Байкал обнажает свой чистейший голубой лед:

Увидев зеркальную толщу, все сразу начали фотографироваться:

Морская звезда на льду:

Само собой, тут же мы “побурханили”, отблагодарив местных духов за гостеприимную погоду:

А это – наплески. Их еще называют сокуи:

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты льдом целиком, до десяти и более метров в высоту:

После того как Байкал замерзает полностью, его уровень падает, образуя под наплесками внушительные щели:

Наплески бывают самых разных форм:

За наплесками скрывается множество гротов. Летом к ним не подойти (судно разобьется о скалы), однако зимой туда легко можно попасть по льду:

Потолки гротов утыканы ледяными сосульками, бесчисленное обилие которых рисует красивые сюрреалистические картины:

Трещины на льду бывают разные. Есть огромные становые (о них позже), а есть обычные, которыми усеяна вся поверхность замерзшего озера. Эти трещины проходят по верхней части ледяного покрова, образуя узорную сетку на зеркальной глади. Фантастическая красота:

Заметили местных велосипедистов. Велосипеды на Байкале зимой – обычное дело. Далее в ходе нашего путешествия мы часто встречали туристов и путешественников на двух колесах:

Рядом с Ольхоном есть остров Огой. Он тоже весь из себя шаманский и сакральный, говорят, это место силы. Не знаю, может я бесчувственный чурбан, но сколько я ни путешествую, никаких мест силы и сакральных энергий я не ощущаю. А вы?

Огой представляет собой скалистый островок с несколькими бухтами, длинной три километра с запада на восток:

До недавнего времени он представлял интерес лишь для животных и местных рыбаков:

Все изменилось, когда в 2005 году на острове соорудили священную буддийскую Субургу или Ступу Просветления. Восьмиметровое сооружение состоит из трёх ступеней, купола и шпиля. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения негативных энергий и благоприятно способствуют процветанию местности. В строительстве ступы принимали участие волонтеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска, Нью-Йорка, Лондона и Лиссабона. Все необходимое для строительства перебрасывали на остров на катерах, и потом вручную поднимали на вершину. Особо тяжелые грузы переносились на остров с помощью вертолетов.

Кстати, строительством ступы руководил лама из Бутана. На его счету уже более 40 построенных буддийских ступ в разных странах мира:

Наши машины:

После Огоя мы поехали кататься по Байкалу:

Вот тут за автомобилем видна становая трещина. Такие разломы возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. Их возникновение сопровождается оглушительным треском. Часто в местах трещин появляется вода, однако в период нашего путешествия стоял холод в районе -20, и вода моментально замерзала. Местные преодолевают эти разломы с помощью специальных трапов из толстых досок, уложенных поперек щелей. Эти доски, часто можно увидеть на крышах автомобилей:

При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы – нагромождения обломков льда:

В нашей экспедиции был чувак, который обратился ко мне со словами: “О! У тебя вроде неплохой фотоаппарат, сфотографируй меня!”. Я могу понять, когда один-два раза просят снять на свою камеру, но этот дергал меня постоянно у каждой елки и у каждой льдинки, словно я его личный фотограф. Не знаю, может я не прав, но мне кажется это по меньшей мере нетактично:

Солнышко начало потихоньку клониться. Показалось, что лед – это рябь на воде с небольшими снежными островками:

В этом году на Золотой черепахе победила фотография Володи Медведева с Байкальским льдом. Всю дорогу, помня этот кадр, я пытался воспроизвести похожий сюжет по-своему. Вообще, я часто смотрю фотографии хороших фотографов и пытаюсь их воспроизвести по своему. На мой взгляд, это отлично набивает руку:

На этой льдине хорошо виден какой лед бывает у нас (белый) и какой на Байкале (прозрачный). В этой глыбе каким-то образом получился и тот, и другой. Очень красив переход одной структуры в другую – с мельчайшими объемными трещинками-волосками:

Наконец, мы приехали на Ольхон. Я обратил внимание на обледенелое судной по наплесковым льдом:

Оказалось, таким образом местные жители закрыли небольшую гавань со своими кораблями (вид со стороны берега):

Ночевали мы в Хужире – единственной деревне на Ольхоне.

Февраль и март – традиционный период, когда многие россияне, уставшие от нескончаемого мороза, отправляются за солнцем и теплом в азиатские страны. Вот и я в этом году созрела, наконец, для аналогичной поездки. Составила маршрут, накопила нужную сумму, нашла попутчиков. Единственное, что не было готово – загранпаспорт, который обещали сделать к середине марта.

Тем временем, на дворе стояло 17 февраля. Близился День защитника Отечества и выходные, которые оказались в этом году длиннее, чем обычно. И мне очень хотелось воспользоваться случаем и потратить их на путешествие. Выбор, правда, ограничивался только Россией. И сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему! Я тогда вспомнила, как пару лет назад на одной из фотовыставок впервые узнала, что из себя представляет зимний Байкал. Его фантастические пейзажи так вдохновили, что я пообещала себе обязательно когда-нибудь увидеть это великолепие живьем.

Когда мне в этот же день попался на глаза анонс о ближайшем туре на Байкал – я поняла, что время пришло! Правда, очень быстро и внезапно как-то. Мой мозг еще долго сопротивлялся, анализируя бюджет поездки. «Да за эту сумму можно в Таиланд слетать на 2 недели! А ты выбираешь 5-дневный тур, да еще и в холод. Тебе его в Москве мало, что ли?». Однако в душе чувствовался такой отклик! Интуиция подсказывала, что в Азию я еще успею слетать. А в случае с Байкалом – нужно ловить момент! К тому же февраль – самое благоприятное время для путешествия туда в зимнее время.

И вот уже вечером 21-го февраля я сидела в самолете, переполненная авантюризмом и духом первооткрывателя. Не покидало ощущение, что впереди меня ждет нечто приключенческое и даже в чем-то экспедиционное. Ведь Байкал, особенно зимний, еще не успел стать популярным туристическим курортом. И этот факт не мог не радовать!

По прибытию в Иркутск мы встретились с гидом и уже через пол часа сели на трансфер до пункта назначения. Не верилось, что через 5 часов передо мной откроется настоящий Байкал – самое чистое и глубокое озеро в мире, о котором нам рассказывали еще в младшей школе. Более того, я проведу 5 дней в самом его сердце – на знаменитом острове Ольхон! Опьяненная этими мыслями и не спавшая сутки, я погрузилась в сладкий сон прямо до нашего гостевого дома.

Место, где мы жили, оказалось более чем достойным! Номера очень уютные и теплые, в гостиной есть небольшой камин. Также здесь имеется собственная баня и столовая, где чудесно готовят!

А сам дом располагался возле красивой сосновой рощи.


Вот такой вид открывался с нашей веранды!


В первый же день я с энтузиазмом отправилась на изучение острова.
Это было нечто невероятное! То, что мне удалось увидеть и познать за все 5 дней, сложно уместить в одну статью. Столько открытий, эмоций и новых впечатлений! Кажется, я подарила частичку своей души этому дивному месту…

1. Торосы

Нестабильность физического состава озера и температуры ледяного покрова ведут к формированию торосов – ледовых обломков, поднимающихся над замерзшей поверхностью.







Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

Высота торосов обычно небольшая – до 1-1,5 м. Но в конце зимы, когда происходит мощная подвижка льда, они могут быть и выше человеческого роста!


Кое-где встречались не просто ледовые обломки, а настоящие голубые горы.
Не могу передать словами, насколько эти пейзажи будоражат мое воображение… Мысленно переносишься куда-то в Ледниковый период или на Северный полюс!


Здесь словно изображена летопись на ледовом пергаменте


А тут можно разглядеть льдины в виде затонувших кораблей, чьи паруса возвышаются над снежным покровом…


2. Музыка

Да-да, зимний Байкал имеет свою музыку! И речь тут пойдет совсем не о местном фольклоре или народных инструментах.

Этот звук не сравнится ни с чем… Это было невероятно, грандиозно и страшно одновременно!
Звук, когда ломается столь огромное озеро, подобен грому. Мой гид объяснял, что зимний Байкал только кажется тихим и уснувшим до весны… На самом деле, подо льдом вода продолжает двигаться, да еще как! Именно эти подводные течения создают торосы и трещины, покрывающие почти всю поверхность озера. Кстати, именно благодаря трещинам все живые существа, обитающие под водой, получают кислород.


Услышав первый раз данные звуки, мне показалось, будто где-то вдалеке едет машина с включенной музыкой. Это реально напоминает приглушенный бит! Но когда звук постепенно набирал громкость, а машины никакой так и не появлялось, становилось не по себе. Мое богатое воображение уже рисовало приближающееся Лохнесское чудовище, которое вот-вот проломит лед прямо под ногами!


И кое-где, кстати, были и правда трещины, куда запросто мог кто-то и окунуться.Наверное, только сейчас я начинаю осознавать, где меня вообще носило… 😉


3. Снежно-ледовые узоры

Поскольку до реальных трещин дело доходит уже после апреля, в феврале-марте можно спокойно и без всяких опасений насладиться уникальными орнаментами, которыми покрыто озеро. Можно часами рассматривать это бесконечное полотно, где ни один штрих, ни одна трещинка, ни один узор не повторится! И когда осознаешь, что всё это создано природой – очередной раз убеждаешься, что людям еще учиться и учиться у неё.





Благодаря сочетанию льда со снегом, кое-где вырисовывались очертания лиц или животных. Так и напрашивается фраза «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»



В некоторых местах снег лежал прям белоснежными нетронутыми коврами, и лед рядом был чистый, без трещин. Это создавало поистине головокружительный эффект – как будто гуляешь по облакам, а не по льду!




Словно трасса между облаками 😉


4. Сокуи и ледяные гроты

Наплески на берегах и скалах, которые образуются при замерзании озера в самом начале зимы, называются сокуи. Как и узоры на льду, сокуи получаются самых разнообразных и причудливых форм!





Иногда это напоминало красиво застывшие водопады…


За наплесками скрывается множество пещер и гротов, которые летом недоступны из-за более высокого уровня воды. Несмотря на то, что я не раз была в настоящих и довольно больших пещерах, байкальские гроты очень впечатлили меня. Это словно древнее таинство, которое боишься нарушить лишним движением или звуком. И с трудом верится, что летом всё это таит и исчезает.






Потолки гротов усеяны множеством сосулек, напоминающих сталактиты.



5. Замерзшие во льду пузырьки.

Всегда интересно было представить, как выглядел бы замерзший во льду пузырь. И возможно ли такое, в принципе? Оказывается – еще как возможно!
Со дна Байкала на поверхность поднимается газ метан, выделяемый водорослями. Когда озеро покрывается льдом, замерзают и пузырьки этого газа. А поскольку они застывают на разной глубине, это создает удивительный визуальный эффект!




6. Прозрачность льда

Не зря Байкал до сих пор официально признан самым чистым озером в мире. Его воды богаты кислородом и настолько прозрачны, что сквозь лед можно и газету читать, и фильм смотреть.


А куски льда – хоть в чай добавлять, или прям так и есть 😉


Считается, что кристально чистой водой Байкал обязан микроскопическому рачку – Байкальской эпишуре, который фильтрует воду, пропуская ее через себя.

7. Средство для передвижения и активного отдыха.

Зимним туристам, отправившимся на о. Ольхон, повезло намного больше, чем летним.
Ведь отпадает всякая надобность ждать паром, который будет долго переправлять тебя с одного берега на другой. Благодаря льду, открывается огромнейшая свобода передвижения и возможность посетить даже самые труднодоступные уголки Байкала. Однако этой возможностью стоит пользоваться только в феврале и марте, когда лед уже достаточно крепкий и еще не начал таять.


Также лед – прекрасное место для активного отдыха. Тут уже каждый развлекается, как может.




А у нашей группы был в один день обед прям посреди озера. Очень необычные ощущения, скажу я вам! Как будто мы участники большой и долгой дороги, на которой нет никаких признаков цивилизации. Когда наш водитель в режиме онлайн сварил в котелке уху, она мне показалось самой вкусной ухой в жизни!


Но самое интересное развлечение, что я видела – это разведение костра прямо на льду. Кому-то явно не хватало адреналина 🙂


Подводя итоги, хочется сказать, что каждому хоть раз, но стоит побывать на Байкале. И именно зимой!
Вы испытаете такую гамму ощущений, которую не получите больше нигде.

Но это еще не всё! Стоит также упомянуть несколько слов о самом Ольхоне , в частности – о поселке Хужир, который также богат интересными особенностями и загадками.

Во время ознакомительной прогулки по поселку, мой гид остановился возле одного домика и указал на небольшое отверстие в заборе.

– Как ты думаешь, что это такое?

Мои предположения, что это окошко для домашних кошек, или что это используется вместо глазка или как отверстие для передачи чего-то, потерпели крах. Оглянувшись по сторонам, я поняла, что такое отверстие на заборе есть почти в каждом доме. Что же такого важного может понадобиться всем местным жителям? Да еще и открывается это окошко снаружи.



Мой гид посмеялся и сказал, что такой вопрос, был даже в передаче «Что? Где? Когда?» Парадокс, но жителям Хужира, который расположен на берегу Байкала, питьевую воду привозят в специальных машинах-водовозках. Когда жителей нет дома, то коммунальщики открывают оконце в калитке, протягивают шланг и выливают воду в бочку, которая всегда там стоит наготове. Этого я никак не ожидала услышать! Потом мне сказали, что даже электричество здесь провели лишь с 2005 года.


Еще одна вещь, которая удивила меня во время прогулки – на многих домах до сих пор висел новогодний декор! Я уже хотела приписать это к характеристикам местного темпа жизни… Но потом мне открыли глаза на то, что буряты, которые составляют немалую часть населения Ольхона, празднуют Новый Год в ночь с 26 на 27 февраля.

Жаль, что именно 26-го вечером у меня уже был обратный трансфер до Иркутска. Интересно было бы взглянуть на местные традиции и то, как они отмечают этот немаловажный праздник!



Также мне запомнилась атмосфера на территории заброшенного маломорского рыбозавода. Когда-то он был настоящей гордостью и красой Хужира и Иpкyтcкой области. Здесь функционировало несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д.




А вот какая картина открывается на причале возле рыбозавода… В чем-то мрачная, но красивая и даже притягательная.



Над некоторыми кораблями очень хорошо поработали художники-граффитисты, превратив их в своего рода шедевры. У меня даже возник вопрос – почему действующие корабли так не расписывают?)
Это место скопления старых судов можно даже назвать своеобразным местным музеем. У каждого корабля как будто чувствовалась собственная душа…


Не могла я не заметить местный храм, который красиво возвышался на холме недалеко от въезда в поселок.


Видеть его здесь было довольно необычно. Лично у меня всегда Байкал и Ольхон ассоциировались с шаманизмом или буддизмом. Но еще удивительнее оказалась история постройки этого храма, которую я потом прочитала в Интернете. Цитирую из источника:

«Ко мне приехала раба Божия Наталья», – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. «Скорбевшая по умершему мужу, она рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать. Если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром в течение нескольких лет.» Очень большой отклик вызвала эта идея у европейских туристов, которые оставляли немалые пожертвования на строительство храма.

Сейчас это Храм Державной иконы Божьей Матери. Двери туда открыты, служащих нет, можно взять свечи и заплатить, сколько хочешь.



Таким образом, Ольхон – место, где мирно соседствуют язычество и христианство.


Кстати, холм, на котором стоит храм, просто создан для того, чтобы наблюдать с него закаты и размышлять о вечном…


Желаю каждому, кто отправиться зимой на Байкал, испытать столько же ярких эмоций и ощущений!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света