Г мир белоруссия. Открыть левое меню мир

Городской поселок Мир расположен в Гродненской области, в 85 км к юго-западу от Минска. Главная достопримечательность Мира - , внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и известный далеко за пределами Белоруссии. Есть в этом небольшом городке и несколько других старинных построек, с которыми мы познакомимся во время прогулки по улицам Мира .

Подробно об истории Мирского замка можно прочитать в статье «История Мирского замка» . Фотоотчет об архитектуре замка и его окрестностях приводится в заметке «Отзыв о Мирском замке» . Фотографии и описания воссозданных интерьеров Мирского замка вы . Здесь же мы расскажем об истории поселка Мир . О том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка из Минска, .

История города Мир

Сегодня мы поговорим об истории местечка Мир в Беларуси . Этот небольшой городской поселок в Гродненской области имеет чрезвычайно богатую историю.

Происхождение названия и средневековый период

Местечко (городской поселок) со странным названием Мир находится в Белоруссии, в Гродненской области, менее чем в 100 км от Минска. Название поселка Мир объясняют по-разному: есть сведения, что в XIV веке здесь размещался приглашенный великим князем Витовтом отряд воинов-татар во главе с эмиром, и тогда название «Мир» можно рассматривать как сокращение от «эмир». Данная версия была предложена в 1995 году историком Валентином Калниным .

В 2008 году была высказана еще одна версия происхождения названия поселения Мир. Как считает Александр Рогалев, это наименование было изначально связано с рекой Мира, на которой поселились пришедшие с юга славяне. Прибыв на эти берега, они увидели что-то знакомое и назвали реку так, каким было их первое впечатление от встречи с ней. В качестве доказательства ученый ссылается на то, что в южнославянском ареале есть речки под названием Мира, Мирна. Первоначальное значение корня этих слов определяется как «тихая, спокойная», а окончание -а, -та, -на, -ва означает «вода, река» . Сегодня от полноводной реки, по которой на ладьях можно было попасть в Неман, остался лишь ручеек - речка Миранка.

У многих русскоязычных читателей может возникнуть гипотеза, что название произошло от слова «мир» в значении «сельская община», однако в Белоруссии данный термин в таком значении не употреблялся . Есть предположение, что название местечка может происходить от древнего значения слова «мир», которым ранее называлось собрание местных жителей для обсуждения важных вопросов .

Существует еще и вот какая красивая версия: по мнению некоторых исследователей, название поселения Мир произошло от латинского слова «mirum », что переводится как «чудо», «диво» .

А еще полтора века назад (1823-1862), знаменитый белорусский и польский поэт, краевед, историк и переводчик, высказал мнение, что местечко Мир получило название в честь заключения здесь какого-то мирного договора. «Само название местности, - писал он, - говорит о некоем мире или союзе, может, между Литвой и Русью, ибо... недалеко отсюда проходила граница, что делила два племени. Однако когда, кто и с кем заключил тут союз? Кто основал местечко?.. Мрак столетий сокрыл все эти подробности » .

И действительно, обстоятельства основания Мира сокрыты во тьме. Поселение впервые попало на страницы летописей только в 1395 году. В этом году под Мир неожиданно заявились немецкие крестоносцы под предводительством великого магистра Конрада фон Юнгингена. Что потеряли рыцари Тевтонского ордена в этой лесной глуши, - никто точно не знает. Возможно, их приход был связан как раз с желанием уничтожить иноверцев татар. Так или иначе, установлено, что после прихода германцев от Мира почти ничего не осталось: они пожгли и разрушили поселение.

После того как Мир подвергся нападению немецких рыцарей, великий князь литовский Витовт передал сие владение своему брату Сигизмунду Кейстутовичу, а тот в 1434 году, сам уже будучи великим князем, подарил мирский двор «вместе с людьми» своему приближенному боярину Сеньке (Семену) Гедыгольдовичу. С тех пор Мир перестал быть великокняжеским двором и перешел в статус частного имения. В то время поселение располагалось на территории современного поселка, а двор владельца - на противоположном берегу реки, как раз там, где теперь стоит . Постройки двора были довольно богатыми и оснащенными, как говорится, по последним европейским стандартам.

Владение Ильиничей и Радзивиллов

После смерти бездетного Сеньки Мир с прилегающими землями перешел к его приемной (вероятно, внебрачной) дочери Анне Бутримовне, которая так и не вышла замуж и в 1476 году передала обширное имение вдове Сеньки Милохне, а после ее смерти - своему родственнику Юрию Ильиничу (ум. 1526) из дворянского рода Ильиничей .

Согласитесь, неплохо звучит фраза «стать владельцем Мира».

Юрий Иванович Ильинич занимал много высоких государственных должностей (маршалок дворный и наместник лидский, староста брестский, ковенский, маршалок надворный литовский). К 1522 году он владел 40 имениями и получал приличный доход с подчиненных ему замков и староств. Между прочим, только в этом 1522 году Юрий добился прав на Мирское владение (до того более двадцати лет продолжались судебные споры с другим претендентом).

Во времена Ильиничей Мир был небольшим поселением, где было всего четыре улицы: Виленская, Слонимская (Оничинская), Минская и Несвижская . На Оничинской располагалось 29 дворов, на Виленской - 25 дворов. Улица Высокая (или Высоцкая) была застроена 85 дворами, а Минская включала всего 8 дворов . В 1520-х годах Юрий Ильинич начал строительство каменного Мирского замка .

Последним представителем мужской линии рода Ильиничей был Юрий Ильинич - младший (ок. 1535 - ок. 1569), сын Ильинича Щасного и Софьи Радзивилл. По-видимому, рано потеряв родителей, Юрий стал воспитанником своего дяди Николая Радзивилла Черного (1515-1565) из богатейшего и влиятельнейшего рода Радзивиллов .

В 1547 году этот государственный деятель первым в ВКЛ получил титул князя Священной Римской империи:

Своего опекуна Николая Радзивилла Чёрного Юрий почитал почти за отца. В 1553 году Радзивилл взял с собой юного Юрия к австрийскому двору, где тот, в свою очередь, получил титул графа Римской империи «на Мире». Печать Юрия Ильинича младшего, «графа на Мире», 1566 год:

Так в середине XVI века Мир стал центром одноимённого графства. Владения Ильиничей на карте ВКЛ (показаны штриховкой) (источник ):

После смерти Юрия Ильинича - младшего в 1569 году род Ильиничей по мужской линии пресёкся. Согласно завещанию Юрия, Мир и другие владения перешли к его двоюродному брату (и сыну его опекуна Николая Радзивилла Чёрного) - князю Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке» (1549-1616), знаменитому государственному деятелю Великого княжества Литовского, «князю-строителю» Несвижа и Мира.

В 1579 году местечко Мир получило от Сиротки привилей, вводивший некоторые права городского самоуправления (неполное магдебургское право ).

Мещане Мира выбирали раду, которой принадлежала административно-судебная власть в поселении. Во главе рады стоял назначаемый войт, а работы рады контролировал староста Мирского графства, которого Радзивиллы назначали из числа знатных мещан .

Мир - многоконфессиональный город. Центр ремесел и торговли

Что касается рядовых жителей Мира, то они издавна занимались в основном земледелием и животноводством, но затем в городке стало развиваться ремесло и торговля. На рубеже XVI– XVII века начался значительный рост местечка, появились новые улицы. К тому же вышеупомянутый привилей принес с собой некоторые налоговые льготы, что способствовало оживлению торговли и ремесел. Экономическому развитию благоприятствовало также и удачное расположение Мира на перекрестке дорог, ведущих в Минск, Слуцк, Несвиж, Новогрудок, и близость торговой пристани на реке Неман.

В 1705 году при Троицкой церкви был основан базилианский монастырь, принадлежавший греко-католической (униатской) церкви. Базилиане находились здесь до 1824 года, а затем церковь была передана православным.

Итак, в XVII–XVIII веках Мир стал важным центром торговли и ремесел. На проходившие в Мире базары стекались товары и съезжались и купцы со всего Великого княжества Литовского, из России и Германии. Мир вел торговлю с Лейпцигом и Кёнигсбергом, Мемелем (Клайпеда) и Либавой (Лиепая). В ярмарочные дни трактиры были полны приезжих. Удивительный колорит и атмосфера ярмарок запомнились многим известным людям, посетившим Мир. Так, знаменитый белорусский писатель Якуб Колас описал обстановку в мирской корчме в своей поэме «Сымон-музыка», а , будучи в Мире, услышал историю ямщика-почтальона, которая затем легла в основу его стихотворения-баллады «Почтальон» на польском языке. Это было первое напечатанное произведение молодого поэта (1844). В вольном переводе Леонида Трефолева оно превратилось в популярную русскую песню «Когда я на почте служил ямщиком».

По состоянию на 1886 год в Мире было 2 церкви, 7 синагог, мечеть, уездное училище, школа, почтовая станция, постоялый дом и 74 магазина . В конце ХIХ – начале ХХ века в городке проводилось 2 крупные ярмарки в год, куда съезжались крестьяне даже из окрестностей Минска. Также на ярмарки приезжали евреи со всей Польши и Литвы. Они торговали в Мире мехами, скотом, пряностями, зерном, тканями, вином и табаком .

Мир меняет владельцев

В 1655 году, в ходе тринадцатилетней войны России с Речью Посполитой (1654-1667), Мир был захвачен войском царского воеводы А. Н. Трубецкого и казаками гетмана Ивана Золоторенко. В 1706 году, во время Северной войны (1700-1721), Мир некоторое время занимали войска шведского короля Карла XII. и само местечко тогда были основательно разрушены. В 1794 году взяли штурмом царские войска во время восстания Тадеуша Костюшко.

С 1795 года местечко Мир вошло в состав Российской империи. В 1812 году под Миром состоялась крупная битва с наполеоновской армией. Тогдашний владелец Мирского замка (1786-1813) сражался на стороне Наполеона (местное дворянство мечтало о былой независимости и поэтому поддерживало Бонапарта в борьбе с Россией). После боя Мир был занят французами, но в том же году освобожден русскими войсками.

Следующий владелец имения, Михаил Святополк-Мирский (сын Николая), получил замок в наследство в конце XIX века, а в 1920-х годах решил здесь поселиться и организовал в Мирском замке ремонтные работы.

Местечко Мир в XX веке

Историю ХХ века жители Западной Беларуси и Мира в том числе привыкли делить на следующие этапы: «за царом » (до 1917 г.), «за польским часам » (1920–1930-е гг.), «першыя саветы » (1939- июнь 1941 г.), «война » или «за немцам » (1941–1944 г.), «другия саветы » (послевоенный период).

В 1921-1939 годах городок входил в состав Польской республики, а в 1940-1941 годах, в период «первых советов», стал центром Мирского района Барановичской области. Коммунистическая агитация находила в Мире благотворную почву, и благодаря ей представители советской стороны воспринимались как «свои». Советские войска вошли в местечко как освободители, которых приветствовали с цветами и нескрываемой радостью .

В годы Второй мировой войны местечко находилось под немецкой оккупацией. В Мира расположился небольшой немецкий гарнизон в 40 человек и база отдыха немецких летчиков . За время войны местечко неоднократно бомбили. Пожары уничтожили 80% жилых построек . В близлежащих лесах оказывали сопротивление противнику бойцы партизанских отрядов.

В мае 1942 года в Мирском замке было создано еврейское гетто и лагерь для военнопленных. 9 августа 1942 года удалось бежать примерно 250 евреям. Через три дня оставшиеся в гетто люди (около 650 человек) были расстреляны фашистами в лесу неподалеку от Мира. Гетто в Мирском замке было ликвидировано в августе 1942 года . Сейчас в Мирском замке открыта экспозиция «Мирское гетто» .

Если до войны евреи составляли более половины населения, а на некоторых улицах - и под 90% , то теперь еврейская община Мира была полностью уничтожена. Таким образом, после войны городок во многом утратил свой традиционный многонациональный характер.

В период «вторых советов» Мир вновь стал центром Мирского района Барановичской области. Повторный приход советской власти, впрочем, воспринимался уже без такого энтузиазма, как это было в 1939 году. Послевоенные годы остались в памяти людей как время мобилизации в Красную Армию, коллективизации, дефицита продуктов, раскулачиванием, арестов и ссылок, в частности, за участие в религиозной жизни .

В 1950-х местечко Мир числилось центром Мирского района Гродненской области, а с 1956 года и по сей день является городским поселком Кореличского района Гродненской области .

В настоящее время население поселка Мир составляет около 2,5 тысяч человек.

Поселок Мир известен далеко за пределами Белоруссии благодаря его главной архитектурной достопримечательности - сказочному Мирскому замку . Реставрация замка началась в 1980-х годах, а в 1993 году торжественно открылась первая экспозиция в юго-западной башне. В 1989 году замок стал филиалом Национального художественного музея Белоруссии, а в 2011 году получил статус самостоятельного музея.

Герб Мир (Белоруссия)

Страна Беларусь
Область Гродненская область
Район Кореличский район
Городской посёлок с 1956
Население около 4 тыс. человек (2010)
Почтовый индекс 231444
Координаты Координаты: 53°27′00″ с. ш. 26°28′00″ в. д. / 53.45° с. ш. 26.466667° в. д. (G) (O) (Я)53°27′00″ с. ш. 26°28′00″ в. д. / 53.45° с. ш. 26.466667° в. д. (G) (O) (Я)
Почтовые индексы +375 1596
Часовой пояс UTC+2
Автомобильный код 4
Первое упоминание 1345

Мир (белор. Мір) - городской посёлок, до 1956 г. имевший статус города, в Кореличском районе Гродненской области Беларуси. Свое название получил от слова «эмир» (по чину главы размещавшегося здесь отряда воинов-татар) (версия Валентина Калнина) либо по прямому значению слова «мир» (по проходящей рядом границе Руси и Литвы , однако о заключении здесь какого-либо мирного договора доподлинно неизвестно) (по версии Владислава Сырокомля). Находится в 85 км к юго-западу от Минска . Население - 2,4 тыс. человек[уточнить] (2010).

История

Первые письменное упоминания о Мире относятся к 1395 году - времени, когда крестоносцы, прошедшие через Лиду и Новогрудок , сожгли его. Причиной варварского похода вполне могло стать уничтожение отряда «неверных» воинов-татар, стоявших в этих местах на службе у великого князя литовского Витовта . В 1486 году становится владением Ильиничей. В 1569 года Мир переходит к Радзивиллам.

В конце XVI-начале XVII столетия двор Мир обносится земляными валами и превращается в крепость, попасть в которую было возможно только через ворота, названия которых определяли направления основных дорог (Замковая, Виленская, Минская, Слонимская).

Многонациональный состав городка хорошо прослеживается благодаря различным религиозным сооружениям, окружающим Рыночную площадь - деревянная мечеть (не уцелела), синагогальный двор, иешива, Троицкая церковь, костёл Св. Николая. Начиная с XVIII в. Мир - важный духовный центр польско-литовского еврейства.

В настоящее время имя небольшого городского посёлка Мир известно за пределами Белоруссии благодаря его главной исторической достопримечательности - замку, самому древнему замку, сохранившимся на территории Белоруссии и включённому в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В честь этого знаменательного события, 9 июля 2002 года, состоялась международная «коронация» замка, на которой присутствовали Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура и представители Правительства Белоруссии.

Промыслы и торговля

В большинстве своём, жители поселения издавна занимались огородничеством, земледелием и животноводством. В древние века здесь поселились ремесленники и торговцы. К первой половине XVIII столетия количество представленных профессий превышало 60. Профессиональные умения в основном определялись национальной принадлежностью - татары занимались огородничеством, выделкой кож и изготовлением повозок; евреи - торговлей и ростовщичеством; цыгане - конным промыслом; а белорусы предпочитали работу ремесленников.

- это туристическая мекка как для самих белорусов, так и для иностранных путешественников. Но сколько может занять осмотр замка, включая экскурсию? Три-четыре часа, не больше. И это при условии, что вы видите замок впервые. А что делать, если на Мир у вас отведен целый день или в замке вы уже бывали не раз? Самое время обратить свой взор на достопримечательности г.п. Мир, которые зачастую остаются за пределами классической экскурсии в Мирский замок.

Не будем далеко ходить и начнём с объектов, которые находятся на территории замкового комплекса «Мир». У восточной стены замка уютно примостилась часовня-усыпальница Святополк-Мирских - последних владельцев Мирского замка. Возведена она была в начале 20 века в модном тогда стиле модерн. Обратите внимание на мозаичный образ Христа-Пантократора на главном фасаде. «Фишка» этого изображения в том, что под каким бы углом вы ни смотрели на него, глаза Христа всегда будут устремлены на вас. В усыпальнице находятся захоронения шести членов семьи Святополк-Мирских. Самое красивое - захоронение Сонечки Святополк-Мирской, которая в детском возрасте утонула в призамковом озере. Её дух якобы до сих пор бродит по территории замка, периодически пугая служащих музея и запоздалых туристов.

Пусть с озером и связана печальная история, но от этого оно не стало менее красивым. Поэтому рекомендуем прогуляться вдоль него, тем более что по левую руку от вас будет старинный парк , разбитый здесь ещё в конце 19 века. В конце прогулки дорога приведет вас в дальний угол парка, где вы заметите остатки подвальных помещений усадьбы «Замирье» , построенной Святополк-Мирскими. От усадебного комплекса до наших дней сохранились лишь эти подвалы, а также дом управляющего (сегодня - жилой дом) и бровар.

Самое время покинуть территорию замкового комплекса и двинуться в сторону местечка Мир. Первое, что привлечет ваше внимание - маленькая часовня у дороги. Это православная часовня Заславских , возведенная на этом месте в 1909 году. Францишка Заславская построила эту придорожную часовенку за упокой души её безвременно умершего сына.

Первое, что мы увидим в центре г.п. Мир - это костел и церковь, разделенные между собой главной площадью Мира. Костел Святого Николая был построен Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой в честь его небесного покровителя Святого Николая в 16 веке. За свою долгую историю храм не раз страдал во время войн, в 19 веке и вовсе был перестроен в церковь. В 1940-ые годы был закрыт и только в 1990-ые вновь открылся как костел. Реставраторы и по сей день трудятся над его восстановлением в былой красоте.

По другую сторону площади - Троицкая церковь , также построенная в 16 веке. Долгое время была униатской, сегодня - действующий православный храм. Рекомендуем зайти внутрь церкви. Особого внимания заслуживает древний иконостас и несколько довольно редких икон.

Если оглядеться вокруг, то внимание обязательно привлекут аккуратные небольшие домики по обе стороны площади. Рядовая застройка центра г.п. Мир датируется концом 19 - началом 20 века. Именно здесь размещались купеческие лавки и еврейские магазинчики.

Кстати, о евреях местечка Мир. В конце 19 века они составляли 60% населения поселка! Они не пахали землю и не сажали хлеб, но были лучшими сапожниками, ювелирами, зубными врачами, парикмахерами, поварами и портными. И жили в мире со всеми другими национальностями местечка. В память о тех временах в г.п. Мир осталось множество объектов. Правда, большинство из них перестроены до неузнаваемости, и только местные краеведы могут точно сказать, где что было.

Начнём с самого интересного объекта. В г.п. Мир есть частный музей еврейской культуры Мира . Такого количества уникальных объектов вы не встретите даже в Мирском замке! Большинство из них посвящены истории евреев, однако есть и множество вещей, которые были найдены как в замке до его реставрации, так и во время раскопок в самом поселке.

Напротив Троицкой церкви располагается аптека. Сегодня трудно представить, но именно в этом здании когда-то располагалась иешива - высшее иудейское учебное заведение. В Мир съезжались молодые евреи со всех уголков Европы с мечтой стать раввином. С началом Второй мировой войны ученики Мирской иешивы переехали сначала в Вильню, а затем в Японию и Китай. Уже после войны иешивы «Мир» были открыты в Нью-Йорке и Иерусалиме.

В своё время в Мире существовал целый синагогальный двор . До наших дней сохранилась Главная синагога, купеческая, хедер и несколько других вспомогательных помещений. Находятся они напротив музея, так что мимо не пройдете. Тем более что в музее вам обязательно про них расскажут и покажут направление. Некоторые здания сейчас стоят в лесах, так как ведутся восстановительные работы.

После осмотра синагог, возвращаясь в центр местечка, вы пройдете мимо массивного здания, в котором сегодня размещаются ясли-сад. А в начале 20 века это был банк , который, по некоторым источникам, делил площадь с администрацией еврейской общины.

Автобусы из Минска и других мест прибывают в Мир на центральную площадь 17 Сентября , бывшую Рыночную. Собственно, на площади и сейчас проходит рынок, для чего построены современные «торговые ряды». Впрочем, в будний день во второй половине дня рынок представляет собой жалкое зрелище: два арбуза и три помидора.

На самой площади - ряд аккуратных разноцветных домиков, есть магазин и даже два банка с обменом валюты. В общем, турист не пропадёт. Тем более что в последние годы в Мире открылось несколько точек общепита. Вдобавок к этому на площади работает небольшая гостиница «Мир» на 14 номеров. Здесь можно вполне бюджетно переночевать, только вот бронировать номер желательно заранее, даже в будние дни. Вариант ночевки побогаче - отель «Мирский замок» , расположенный непосредственно в замке. Фотографии гостиницы «Мир» и других ярких домиков на площади (источник ):


Симпатичные миниатюрные домики на площади радуют глаз свежестью покраски и создают приятный антураж. Раньше в них жили купцы, а теперь здания отреставрировали и приспособили под магазины и банки.

Строго говоря, только половина этих одноэтажных домиков может считаться по-настоящему исторической застройкой XIX и начала XX века . Остальные являются всего лишь стилизацией «под старину». Нынешний вид главная площадь Мира приобрела в 2002 году, когда в местечке отмечался День белорусской письменности и печати. К сожалению, часть аутентичных домов тогда снесли, построив отель и кафе . От некоторых домов оставлен только фасад, так что они превратились в своего рода архитектурные муляжи. Впрочем, рядовому туристу это в глаза не бросается: общий стиль построек выдержан.

Подробнее о том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка , . Расположение автостанции Мира на карте .

По краям колоритной Рыночной площади (она же площадь 17 Сентября) стоят два храма: с одной стороны православная церковь, с другой - католический костёл. А до Мирского замка отсюда - от силы 10 минут ходьбы. Но о замке мы поговорим в свой черед . Посмотрим же пока на два вышеупомянутых храма. Начнем с бело-голубого православного.

(Свято-Троицкая церковь ) была, как мы знаем из истории местечка , возведена в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской: в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь передали православным, причем из 3 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками .

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром - уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства (иконостас и богослужебную утварь). После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился «идеологически правильный» храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили .

В плане храм имеет форму продолговатого креста. Основные блоки, из которых состоит каменное здание, нанизаны на одну композиционную ось: это притвор-звонница, трапезная, почти квадратный в плане молитвенный зал и, наконец, полукруглая апсида с небольшой боковой ризницей. План церкви (источник ):

Над притвором в 1870-х годах была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема - пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы (изображение трех ангелов).

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери .

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека , построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека («магазин для торговли аптечными веществами ») на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Утверждается, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность .

На другой, южной, стороне главной площади Мира находится католический храм - Николаевский костёл начала XVII века. Фасад костёла выходит на центральную Красноармейскую улицу, по которой можно за 5 минут дойти до Мирского замка (см . туристическую карту Мира).

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году. Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони , много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В радзивилловском Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в ренессансном стиле с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла , поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажную плебанию - дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, плебания и хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами. В 1845 году был предпринят новый ремонт костёла. В XIX веке прихожанином Николаевского костела в Мире был поэт Владислав Сырокомля. Здесь также собирались участники Польского восстания 1863-1864 годов. Имеются сведения, что плебания была разобрана в 1880 году .

Вот как выглядел костёл в Мире в XIX веке:

По состоянию на 1879 год храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя) . Среди местных жителей долгое время было в ходу выражение: «Раве, як Мирский звон ». В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

В 1879 году в состав Николаевского прихода, кроме местечка Мир, входило несколько деревень. В праздничные дни храм посещало до 600 человек . В церковных описаниях того времени отмечается, что прихожане были весьма прилежны и богобоязненны: избегали пьянства, придерживались постов, были приветливыми, трудолюбивыми, бережливыми в отношении храма и грамотными (среди прихожан самого местечка 60% могли читать и писать) .

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Та же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире . В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным - после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. После реконструкции завершение башни выглядело по-разному: во второй половине XIX века оно имело вид «кубоватого» шатрового покрытия, а в польский период в 1920-х годах - островерхого шатра с изломом . Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка . Фото костёла в начале XX века (до польского периода):

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши (см . заметку об истории города), храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами.

Само здание костёла представляет собой базилику с тремя нефами без трансепта. Центральный неф завершается полукруглым пресвитерием. Над фасадом центрального нефа возвышается массивная, квадратная в плане ренессансная башня оборонительного характера с шатровой крышей, состоящая из четырех ярусов. Боковые нефы завершаются со стороны фасада цилиндрическими лестничными башенками, а со стороны алтаря - закругленными сакристиями. К сакристиям примыкают пятигранные пристройки, в некоторой степени имитирующие трансепт (благодаря им план костёла приобретает очертания латинского креста). План костёла (источник ):

Нынешние верхние ярусы башни являются работой современных реставраторов и грешат не слишком качественной кладкой. Но общий облик костёла весьма гармоничен. Благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком .

В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был барочный алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами, тоже весьма свежими на вид. Несколько фотографий нынешнего интерьера Николаевского костёла в Мире :


В костёле работают очень любезные и гостеприимные люди. Ведется торговля крестиками, четками и прочей атрибутикой.

По всему храму разносится пьянящий запах лилий.

Вход в храм предваряет крытая черепицей брама и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.


Слева от костёла находится здание приходской школы и больницы , датируемое XVII–XVIII веками . Сейчас его занимает турбюро и кафе.

В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом (источник фото: ). Текст гласит: ««Hanc mihi condo domus/Tibi successor bone donum,/Si bona suma bonam,/Si mala conde novam », то есть: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош - с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый» .

Видимо, табличка ранее находилась на здании плебании , и данный портал как раз являлся его частью . Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания плебании при костеле принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке .

Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами - кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и формировали основу торгового класса.

Рядом с евреями мирно жили другие «миряне» (именно так принято называть жителей поселка Мир) - белорусы, поляки и татары. Каждое из этих сообществ культивировало свои традиции, причем в наибольшей степени отличались от всех как раз евреи. Они выделялись не только одеждой, но и поведением и языком. Так, ученики Мирской иешивы между собой говорили на своем языке, а с белорусским населением - по-белорусски. Еврейская община была наиболее изолирована от остальных, и евреи чаще всего воспринимались как «чужаки» (в противоположность, например, «своим» татарам) .

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Вот, например, бывшая еврейская религиозная начальная школа (хедер ) , построенная в 1893 году (теперь Мирская библиотека), и пансион при ней. По другим сведениям, розоватое здание с крыльцом - это бывший дом раввина, а как раз примыкающее к нему желтое строение (ул. Кирова, 20) - бывшая школа.


Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) (современный адрес: ул. Кирова, 25). «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание». Так называют высшие еврейские учебные заведения, где изучают Талмуд (то есть свод правил иудаизма, который служит руководством в повседневной жизни) и готовят раввинов.


Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта. Нынешняя рядовая застройка улицы:

Основана Мирская иешива была в 1815 году талумдистом и крупным торговцем Самуилом Тиктинским и функционировала до 1939 года . Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира (ну как тут избежать каламбура). Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы).

С Мирской иешивой связаны имена выдающихся знатоков Торы и талмудистов. Фото иешивы в Мире в начале 1930-х годов :

С началом Второй мировой войны воспитанники иешивы и ее глава Финкель перебрались в Литву (Вильнюс), а затем эвакуировались в Китай: Япония выдала евреям визы и предоставила землю в оккупированном Шанхае.

История переезда воспитанников Мирской иешивы в Шанхай во время Второй мировой войны исключительно интересна. Спастись им удалось благодаря японскому консулу в Литве. Это был Тиунэ Сугихара (1900-1986) - человек, о котором написаны целые книги. Именно он выдавал евреям японские транзитные визы (на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию). Всего Тиунэ Сугихара организовал эвакуацию около 6 тысяч польских и литовских евреев. Выписанная Сугихарой транзитная виза (источник ):

Получившим визы беженцам советское правительство обеспечивало транзит. Они пересекали советскую границу и доезжали до Владивостока, где садились на пароход и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. После войны эти евреи основали новую иешиву «Мир» с отделениями в Иерусалиме и Нью-Йорке. Сейчас это крупнейшая иешива в мире (опять не обошлось без каламбура).

Бывшая главная синагога Мира - статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, - была построена по проекту 1896 года (современный адрес: ул. Кирова, 26). Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой . Позднее тут было профтехучилище. Фото разрушенной синагоги Мира после Второй мировой войны (источник ):

Сейчас в бывшей синагоге задумали сделать гостиницу. По этому случаю здание хотят дополнить мансардой, что вряд ли пойдет на пользу его архитектурному облику.


(В некоторых источниках как раз это импозантное двухэтажное здание называют Мирской иешивой, а предыдущее - синагогой . Однако поиск по иностранным источникам показал, что иешива располагалась именно в нынешнем здании почты. Это же подтверждает и серьезное исследование белорусских специалистов ).

За главной синагогой стоит яркое здание с зеленой крышей и эффектными арками торцевого фасада - купеческая синагога , построенная в XIX веке. Сохранилось в Мире и парочка других, более скромных, зданий синагог (подробнее см . на сайте ).


Чуть дальше по улице Кирова, на углу с Красноармейской улицей, находится крупное здание бывшего кагала (администрации еврейской общины), где, возможно, также размещался и банк . Теперь тут, говорят, детский сад .

Улица и пешеходный переход с предостерегающей надписью:


Практически напротив главной и купеческой синагоги, на углу улицы Кирова с одноименным переулком, можно посетить частный музей «Мирский посад» (адрес: 2-ой пер. Кирова, д. 2). Музей создан силами местного жителя - энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Самые популярные туры

Достопримечательности Мира

Свято-Троицкая церковь

Троицкая церковь в Мире была возведена на центральной площади города Мир в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской, а в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь вернули православным христианам, причем из 3 000 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками.

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром — уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства - иконостас и богослужебную утварь. После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Над притвором была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема — пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы.Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили.

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери.

В настоящее время Троицкая церковь в местечке Мир очень оригинально вписывается в планировку улиц. Несмотря на небольшую высоту, его синие купола видны из далеких уголков города Мира.

Старинная аптека

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека, построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека «магазин для торговли аптечными веществами » на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Реставраторы утверждают, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность.

Николаевский костёл

На южной, стороне главной площади Мира находится католический храм —Николаевский костёл начала XVII века.

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году.
Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони, много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в стиле ренессанс с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла, поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами.

В 1879 году храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя). В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Такая же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире. В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным — после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка.

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши, храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Общий облик костёла весьма гармоничен, благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами. В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой в стиле барокко. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами.

Вход в храм предваряет ворота крытые черепицей и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.

Здание приходской школы и больницы

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажный дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом. Текст, написанный на латыни, гласит: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош — с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый». Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке.
Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

Часовня усыпальница Святополк-Мирских

Часовня усыпальница Святополк-Мирских входит в архитектурный ансамбль Мирского замка. Она представляет собой небольшую церковь, которая плавно переходит в одну стройную башню звонницу.

В 1898 году после смерти князя Николая Святополк-Мирского его жена, княгиня Клеопатра Михайловна, решила построить в поселке часовню-усыпальницу для всего рода Святополк-Мирских.
Часовня была построена по проекту именитого петербургского архитектора Роберта Марфельда, который известен своими шедеврами в стиле модерн. Он постарался построить здание, органично вписывающееся в существовавший комплекс Мирского замка.

Возведение часовни началось в 1904 году, ее место определили на пригорке под восточным замковым валом на берегу красивого озера. Часовня была построена из красного кирпича, серого бутового камня.

Главный фасад часовни украшает великолепная золотая мозаика с ликом Спаса Вседержителя Пантократора. Эскиз для нее выполнил Н. Харламов в строгом соответствии с византийской традицией. Мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление. Загадочной особенностью этого панно является то, что с какой бы стороны вы не смотрели на него, глаза Иисуса всегда будут смотреть на вас.

Часовня была посвящена Св.Николаю - покровителю рода Святополк-Мирских. Недалеко от мозаики расположился свинцовый герб рода Святополк-Мирских. Внутреннее пространство усыпальницы состояло из главного зала, предназначавшегося для семейных богослужений, и склепа на 20 захоронений, расположенного под ним.

Шесть лет понадобилось, чтобы построить в Мире часовню-усыпальницу Святополк-Мирских. Домовая церковь князей Святополк-Мирских начала действовать в 1910 году, как раз в год смерти ее заказчицы - княгини Клеопатры Михайловны. Она умерла в Мире 18 февраля того же года после окончания всех строительных работ, словно исполнив свой последний долг перед мужем и сыном, прах которых был перенесен сюда из разных мест.

За время войн и послевоенной разрухи часовня-усыпальница Святополк-Мирских была разграблена и постепенно приходила в упадок и разрушалась. Лишь в 2004 году началась ее реконструкция: был отлит колокол и установлены мозаичные иконы. Через год в ней прошло первое символическое богослужение в память о семье князей Святополк-Мирских. В 2008 году завершилась реставрация в интерьерах часовни. Интерьер церкви был воссоздан по сохранившимся документальным фотографиям. В оформлении преобладают спокойные терракотовые и фиолетовые тона, строгий геометрический орнамент. Восстановили также облицованные кафелем печи.

В витринах демонстрируются иконы русской школы начала ХХ века из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь

По соседству с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских находятся въездные ворота с домом сторожа. Домик сторожа был построен в начале XX века в едином стиле с усыпальницей. Это небольшое, квадратное здание из красного кирпича и камня с бутовыми вставками, с примыкающей к нему въездной аркой с коваными воротами.

Ворота (брама) образованы аркой, перекинутой от домика сторожа на квадратный столб.

В первой половине XX века через эти ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской усыпальнице. Впервые домик сторожа упоминается в 1930-х годах.

После прихода Красной Армии и установления в Мире советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож Стефан Карабан, который до того также был звонарем в церкви. Потомки Стефана жили в сторожке до 1990 года.

Синагогальный двор

Как известно из истории поселка Мир, местное население всегда отличалось неоднородным национальным составом: тут соседствовали католики, православные, мусульмане и иудеи. Деревянная мечеть до нашего времени не дошла. А вот так называемый синагогальный двор сохранился. В Мире вообще уцелело рекордное количество еврейских зданий, целый квартал.

Комплекс построек синагогального двора Мира разместился в центре местечка, к северо-западу от главной площади. Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами — кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и составляли основу торгового класса.

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание».

Иешива

Иешива (ешибот) — еврейское высшее религиозное учебное заведение. Мирская иешива основана в 1815 г.. Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира. Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы). Учебное заведение было закрыто в 1940 год. Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта.

Бывшая главная синагога.

Бывшая главная синагога Мира — статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, — была построена в 1896 года Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой. Позднее тут было профтехучилище.

Частный музей Мирский посад

Практически напротив главной и купеческой синагоги есть частный музей «Мирский посад»
Музей создан силами местного жителя — энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с историей поселка Мир. Как утверждает владелец, музей устроен в здании той самой корчмы, где было написано стихотворение Сырокомли «Почтальон», ставшее в переложении на русский язык известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Экспозиция рассказывает о культуре евреев Мира и судьбе Мирской иешивы, а также о жизни представителей прочих конфессий. Посетители могут узнать об истории поселка и его легендах, увидеть средневековые монеты, старинные еврейские книги и даже подлинную мебель из Мирского замка. В музее можно сделать фотографии, послушать старый патефон и посидеть на княжеской кровати. Старинные вещи разрешается брать в руки.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света