Архитектура Эстонии XVII — первой половины XIX в. Эстонский архитектурный музей Каменные городища и церкви-крепости

​Эстонцы любят подчеркивать, что их предки проживали на своей земле тысячи лет. История архитектуры Эстонии начинается с конусообразных строений, т.н. веж, каменных могильников и...

  • Каменные городища и церкви-крепости

    ​Каменные городища и церкви-крепости являются особенностью эстонского ландшафта начиная с 13 века. Чтобы держать в узде местное население, немецким и скандинавским завоевателям требовалось укреплять свои...

  • Мызные ансамбли как воплощение остзейской культуры

  • Средневековый город

    ​В 13 веке, после вторжения датчан и немцев, с целью закрепления на завоеванных землях им необходимо было выстроить торговые города. Все самые большие Эстонии...

  • За пределами городской стены

    ​Самым значительным изменением в городах Эстонии перед I мировой войной стало появление эстонцев-заказчиков и эстонцев-архитекторов. «Эстонский стиль» определялся в северном, финском ключе. Из эстонских архитекторов...

  • Окраина и город-сад

    ​В 20 веке городу присущи два противоположных, но таких характерных для эстонских городов явления, как окраина и город-сад. Так же, как большинство крестьян еще сто...

  • Период социализма

    ​Эстонская архитектура сравнительно безболезненно пережила, к счастью, недолгий период сталинского времени (с конца войны до 1955 г.). Как декларация принципа советского искусства «национальное по форме...

  • Сегодня - немного видов современных построек города Тарту и на этом пока рассказы о нем завершим. Здесь будут как вечерние кадры, снятые 2-го апреля, так и сделанные на следующее утро, 3-го апреля. Поскольку условия не слишком благоприятствовали фотографированию, особых шедевров под катом не будет, а вот на архитектуру посмотреть стоит. ;-)


    Начну рассказ с научного центра с необычным названием Аххаа, который вы видите на фото выше. К сожалению, внутри центра мы не были, так как оставался еще месяц с небольшим до его открытия... Но приведу здесь с сокращениями текст одной статьи, рассказывающей о его чудесах (отсюда):

    Научный центр Ahhaa начал свою деятельность 1 сентября 1997 года как проект Тартуского университета. С 2000 года Ahhaa работал в помещениях Тартуской обсерватории, а с 2009 года – в торговом центре Lõunakeskus в Тарту и на площади Свободы в Таллинне.
    Для тех, кто не знает, что это такое
    Задача Аhhaa – популяризировать научные открытия и достижения, делая информацию о них доступной для самой широкой аудитории: от маленьких детей до их прабабушек и прадедушек. В фойе нас встретила Нино Фещина, директор по маркетингу, которая и была нашим гидом, рассказывая о том, что уже сделано, а что еще предстояло смонтировать, установить, отрегулировать и тому подобное.

    2.

    Новые ощущения ожидают посетителей уже в вестибюле: достаточно попробовать посидеть на скамейке, утыканной массажными шариками разных размеров. Вообще местам для сидения – гибким шезлонгам, принимающим форму тела, табуретам-волчкам, диванчикам-гамакам – в новом Ahhaa уделяется особое внимание. Это и понятно, ведь после многочасового хождения по залам ногам нужен отдых.

    Но если по порядку, то после вестибюля посетитель попадает в кассу. Во время нашего посещения она, конечно, еще не работала, но нам рассказали, что билетов как таковых в Ahhaa не будет: проходить через турникет придется, приложив палец к специальному сканеру. Естественно, что ваш отпечаток попадет в базу данных при оплате входа. Так делается во многих интерактивных музеях мира, например, в американском Disney World. В научном магазинчике можно будет купить не банальные сувениры, а научно-развлекательные, а значит, полезные. В ресторанчике-закусочной тоже будут подавать не гамбургеры, а салаты и свежевыжатые соки. И, наконец, экспозиция. В ее монтаже приняли участие американские, немецкие и японские наладчики.

    3. Издали выглядит чем-то космическим:

    Сфера, башня и велосипед

    Нино проводит нас в один из просторных залов, в центре которого находится огромный серебристый ажурный шар. Это – сфера Хобермана, которая может уменьшаться и увеличиваться на глазах. Шар будет висеть под куполом и удивлять посетителей своими спонтанными изменениями. А пока инженеры из США заканчивают его монтаж: нужно успеть к открытию! Рядом с шаром – башня Хеэге высотой девять метров, на которую каждый легко поднимет себя сам, что мы и попробовали сделать. Забавно чувствовать себя ребенком, особенно когда тебя не видят собственные дети: можно отчаянно визжать от восторга, смешанного со страхом. Именно так вели себя взрослые тети и дяди, запертые в бешено крутящейся центрифуге, которая находится как бы на антресолях этого круглого зала.

    Тут же, на девятиметровой, вровень с башней Хеэге, высоте находится эффектный и совершенно безопасный аттракцион: велосипед, с которого невозможно упасть. На этом велосипеде, закрепленном на тросе с противовесом в виде ядра весом в 200 килограммов, может прокатиться «над пропастью» даже тот, кто не осмеливается сделать это на асфальте. Тут же, рядом, находится таинственный лифт в подземелье. Представьте себе: вы заходите в якобы обычный лифт. Стены кабины тут же преобразуются в 3D-картинку, и в динамике начинает звучать голос, повествующий о науке геологии. Внезапно происходит «короткое замыкание», лифт начинает двигаться вниз, к центру Земли, и вы видите, как за стенками изображение подземных городских коммуникаций в разрезе сменяется срезом земной коры, и так все глубже и глубже, в центр Земли...

    4.

    Яблоки Ньютона в окне, цыплята в инкубаторе, звезды на стенах

    В одном из вестибюлей в двухэтажном окне установлена семиметровая конструкция, в ассоциативной форме иллюстрирующая ньютоновский закон всемирного тяготения. Разноцветные шарики (чем не яблоко Ньютона!) поднимает наверх моторчик, а оттуда они сами спускаются вниз, приводя в движение различные замысловатые конструкции. «Этот экспонат приехал из Германии, – рассказывает Нино Фещина. – Когда его устанавливали, на улице собралась толпа, так был интересен сам процесс монтажа!»

    В новом доме Ahhaa во время нашей экскурсии многие помещения еще пустовали: химические лаборатории, залы, где будут демонстрировать научно-популярные фильмы и играть веселые спектакли труппы специальных театров, физического и химического. Был уже готов зеркальный лабиринт, в котором мы с удовольствием заблудились, натыкаясь друг на друга и на зеркала. В отдельном зале расположен огромный Водный мир, который тоже приобретен в Германии. Ласково журчала вода, а мы, забыв про диктофоны и фотоаппараты, принялись нажимать на кнопки и рычаги, запуская и заставляя замирать на месте тугие струи.

    В этом же зале должен быть установлен муравьиный дом – прозрачный контейнер, заглядывая в который, можно наблюдать за сложной и насыщенной событиями жизнью муравьев. А также здесь устроят самый настоящий... инкубатор. Наблюдение за тем, как развивается куриный эмбрион, вплоть до того момента, когда цыпленок вылупляется на белый свет, безусловно, очень понравится посетителям.

    5. Интересная отделка стен - простая и эффектная:

    В этом же зале будут работать передвижные выставки. Так, в конце мая ожидается прибытие уникальной выставки под названием Robot Zoo. Созданные в США с анатомической и даже физиологической точностью, движущиеся механические муха, утконос, жираф, саранча и многие другие существа, вплоть до динозавра, прибудут к нам из Израиля – после триумфального путешествия по всему миру. Уникальная выставка продлится около полугода, поведала нам Нино.

    Самый дорогой по исполнению и очередной эффектный экспонат нового Ahhaa – необыкновенный планетарий. Очутившись в небольшом зале с великолепной акустикой, мы могли себе вообразить, как после открытия попавшие сюда зрители окажутся в центре звездного неба, где можно будет рассмотреть самые мелкие и далекие звездочки, слушая при этом прекрасную музыку, заказав ее на свой вкус... Конечно, это только имитация, но какая точная! Не зря автор проектора звездного неба, инженер из Японии Охира Такаюки, получил за эту работу диплом Книги рекордов Гиннесса. Он приехал на монтаж оборудования лично и руководил работой, обещая успеть к открытию. Зато на крыше здания будет оборудована настоящая мини-обсерватория.

    6. Козырек с балконом решены оригинально:

    7 мая – день X
    Заканчивая нашу экскурсию, директор по маркетингу Нино Фещина сказала: «Коллектив надеется, что к открытию успеют подготовить все экспонаты. В день мы ждем тысячу посетителей, а за год хотим, чтобы новый Ahhaa посетило 100 000 человек». В интерактивном центре будут работать двадцать специально обученных гидов-инструкторов, которые готовы общаться с посетителями, кроме эстонского и русского, еще и на финском, английском, латышском, немецком языках. Все экспонаты, наделенные голосом, тоже «разговаривают» по меньшей мере на русском, эстонском и английском.
    Новый дом Ahhaa открылся 7 мая в 9 вечера и первые трое суток проработал в режиме нон-стоп.

    После открытия центра мы связались с Нино Фещиной, и она рассказала, что открытие прошло отлично, планетарий пользуется огромным успехом, время для его посещения бронируют заранее. Все работает, вертится и крутится, как положено. Круглосуточный режим работы оправдал себя, потому что многие люди просто не хотели уходить. К утру 8 мая центр посетило 888 человек

    7. Вид на центр от башни-улитки:

    8-9. "Башня-улитка", по-эстонски - Тигуторн, вечером и утром следующего дня:

    10-11. Посмотрим же на отдельные детали башни:

    12-13. Виды гаражной части комплекса:


    14. Входы в башню:

    15. Обычно архитекторы акцентируют вход порталом или навесом. Здесь главный акцент - цветом:

    16. А вот так это выглядело при ночном освещении:

    17. Башня в городе видна издалека:

    18. Зрелище незабываемое. Когда я впервые увидела башню, то удивилась такому зиккурату:

    19. Еще один вид издалека:

    20. Напротив башни-улитки поблескивал своей обшивкой еще один центр - торговый или нет, не знаю:

    21. Приближаюсь к нему:

    22. И оглядываюсь оттуда на башню. Снимок справа сделан со стороны автовокзала:

    23. Давно мечтала сделать такой кадр с освещенным концом:

    Теперь покинем башню и перейдем к другим постройкам Тарту.

    Рыночный мост (Turusild)
    Пешеходный вантовый мост был построен в 2003-м году. Мост предназначен только для пешеходов, велосипедистов и маленьких мопедов. Он соединяет район Аннелинн и городской рынок. Мост имеет длину 251,5 метра и 7 пар вантов. Приблизительная высота от поверхности воды составляет 7,5 метров.
    Turusild - лучшее строение 2003 года в Тарту, получившее титул события года.
    http://www.dorpat.ru/index/rynochnyj_most_turusild/0-16

    24. Вантовый мост поздно вечером:

    25. И утром:

    26. Арочный мост (Kaarsild)
    Там, где более полтора столетия соединял берега реки Эмайыги знаменитый Каменный мост, в 1959 г. был построен арочный мост для пешеходов, железобетонные арки которого опираются на фундамент разрушенного Каменного моста.

    http://www.dorpat.ru/index/arochnyj_most_kaarsild/0-15

    27. И один из самых красивых новых мостов Тарту:

    Мост Свободы (Vabadussild)
    В ходе работ по вскрытию котлованов при строительстве моста Vabaduse через р. Эмайыги в г. Тарту были обнаружены интересные археологические находки, датированные 19-м веком (топоры, стеклянные бутылки, гвозди, сохранившиеся от ранее существовавшего на этом месте деревянного моста). Также здесь были найдены несколько немецких мин, сохранившихся в грунте со времен Второй мировой войны.

    В 2006 г. ОАО «Трансмост», выиграв «идейный» конкурс на проектирование моста в г. Тарту, разработал рабочую документацию к нему и в 2007 г. Эстонский филиал фирмы «Tilts» приступил к его строительству. ОАО «Трансмост» осуществлял авторский надзор за строительством.

    30.07.2009 в Тарту состоялось торжественное открытие нового автомобильно-пешеходного моста через реку Эмайыги. Мост Свободы, строительство которого продолжалось более двух лет, перекинут через реку и соединяет улицы Лай и Вене. Название нового моста было предложено городской комиссией по культуре и уже использовалось в документах мэрии. Мост оснащен изменяемой подсветкой. Стоимость моста длиной 90 и шириной 18,75 м составила 161 045 951 крону.

    Мемориальная доска на мосту гласит:
    «Мост Свободы
    Мост построен 30 июля 2009
    Заказчик - городская управа Тарту
    Проектировщик - ОАО «Транс-Мост»
    «Санкт-Петербург»
    Строитель - SIA Tilts „Riia”»



    План:

      Введение
    • 1 Переодизация
      • 1.1 Ранняя готика: XIII - начало XV века
        • 1.1.1 Замки
        • 1.1.2 Церкви
      • 1.2 Поздняя готика: XV - середина XVI веков
        • 1.2.1 Замок Тоомпеа
        • 1.2.2 Крепостные стены
        • 1.2.3 Жилые дома
        • 1.2.4 Ратуша
        • 1.2.5 Гильдии
        • 1.2.6 Церкви Таллина
      • 1.3 Ренессанс: 1550-1630 гг.
      • 1.4 Раннее барокко: 1630-1730-е гг
      • 1.5 Позднее барокко: 1710-1775-е гг
      • 1.6 Класицизм: 1745-1840
      • 1.7 Историзм: 1840-1900
      • 1.8 Модерн: 1900-1920 гг

    Введение

    Архитектура Эстонии формируются в начале XIII века, когда Тевтонский орден и Королевство Дания завоевали территорию нынешней Эстонии, разделили ее и ввели христианство западного обряда. Эстония не имеет романской архитектуры, а готическая формировалась под влиянием готики Рейнской школы, цистерцианский архитектуры Пруссии и Скандинавской архитектуры (остров Готланд).


    1. Переодизация

    1.1. Ранняя готика: XIII - начало XV века

    1.1.1. Замки

    Епископский замок-конвент в Курессааре

    Церковь в Амбла

    Ранняя готика в Эстонии представлена четырьмя типами замков:

    • нерегулярный (полигональный);
    • замок-донжон;
    • регулярные замки двух типов: Кастель и конвент.

    По таким типам строились Орденские замки. Классическим примером второго типа является замок-донжон в Пайде 1265 года.

    Замки в Вильянди XIII-XIV вв. и епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, который строился в период от 1343 до начала XV века, являются классическими примерами конвента. Из этих замков лучше сохранился епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, планировка которого включает квадратные угловые башни Стурвольт и Длинный Герман, а также расположенные по периметру внутреннего двора капеллу с трапезной, покои епископа, зал капитула и дормиторий.

    К этому же типу относится замок-монастырь Ордена цистерцианцев в Падизе, стрящегося со второй половины XIV века до 1448 года и имеет менее регулярную структуру, чем другие конвенты.

    Замок Германа в Нарве XIII-XV веках первоначально принадлежал к типу Кастель, а впоследствии, в начале XV века был перестроен на конвент.

    Всего с начала XIII до начала XVI веков на территории Эстонии было построено 46 каменных замков, из которых 17 было орденскими, 12 - епископскими и 17 принадлежали местным феодалам.


    1.1.2. Церкви

    Готические провинциальные церкви в Амбла конца XIII века и в Коеру (1290) принадлежат к одному архитектурному типу. Они трехнефные, зальные, с прямоугольным пресвитериейПресвитерия и небольшой башней по оси западного фасада.

    Образцами больших готических храмов являются две кирпичные базилики в Тарту: городской собор (XIII-XV века, сохранился в руинах) и Иоанновская церковь 1330 года постройки. Последняя имеет высокую башню на главном фасаде; вимперги портала украшены знаменитой скульптурной композицией «Страшный суд».


    1.2. Поздняя готика: XV - середина XVI веков

    Замок Тоомпеа

    Исторический контекст развития архитектуры определяется Грюнвальдской битвой 1410 года, в которой был разгромлен Тевтонский орден, образовывавший Ливонского ордена, а также усилением роли Ганзейского торгового союза на этой территории (Таллин, Пярну и Тарту были ганзейскими городами).


    1.2.1. Замок Тоомпеа

    Город Таллин принадлежал Ливонскому ордену с 1347 года. С ХV века главным доминантным архитектурным комплексом города стал орденский замок Тоомпеа на Вышгороде. Это был перестроеный древний датский замок, который потом еще неоднократно перестраивался. В основе его структуры лежит тип конвента, а его высшая цилиндрическая башня называется Длинный Герман.


    1.2.2. Крепостные стены

    Часть крепостной стены и ворота

    Крепостные стены и башни Таллина известны с 1248 года, однако древнейшие из сохранившихся по сей день стен и башен относяться к XIV веку. Строительство продолжалось в ХV веке, реконструкция укреплений завершена в 1520-х годах. Они очень хорошо сохранились до сих пор: на конец XVI века были возведены 26 башен, из которых сохранилось 18. Стены имели высоту до 8 метров при толщине 2,85 метра. По низу внутренней части стены шла стрельчатая аркада. В течение XV-XVI веков по мере развития артиллерии башни надстраивались, в них устраивали пушечные бойницы. Наивысшей является башня Кюстер (30 м), самой массивной - четырехэтажное Толстая Маргарита в комплексе Морской ворот. Аналогичные каменные укрепления имел город Тарту, однако они были снесены в ХVIII веке.


    1.2.3. Жилые дома

    Средневековое здание Ресторана Olde Hansa

    Таллинские жилые дома XV - начала XVI веков относятся к щипцовому типу, когда на улицу выходит узкий фасад, увенчанный щипцом, закрывающая двускатная крыша (дома «Три сестры» первой половины ХV века, дом на улице Лай, 25, другие дома таллинского центра города).


    1.2.4. Ратуша

    Таллинская ратуша

    Достопримечательностью гражданской архитектуры является ратуша в Таллине 1404 со стрельчатой аркадой первого яруса на продольном фасаде и высокой тонкой восьмигранной башней по оси причилкового фасада, увенчанного треугольным щипцом.


    1.2.5. Гильдии

    Дома гильдий в Таллине известны своими изысканными интерьерами (готический зал Большой гильдии 1410 года, зал Олаевской гильдии 1424).

    1.2.6. Церкви Таллина

    Наиболее необычной по распланированную-пространственной композицией является церковь Святого Духа XIV века. Она двунефна, зального типа, с башней на причилковой фасаде и высоким щипцовых крышей. Запланированный изначально третий неф не был построен учитывая градостроительную ситуацию.

    Церковь Святого Николая (Нигулисте) была построена в 1406-93 годах. Это трехнефный базилика с деамбулаторием и башней на западном фасаде.

    Церковь Святого Олафа (Олевисте) того же времени, 1400-50 годов. Это трехнефная базилика, имеет среднюю неф 31 метр высотой и башню со шпилем, высотой 123,7 метра, который был самым высоким в Европе (пожар 1820 года его уничтожила настоящее шпиль ниже).

    Домский собор, реконструкция 1465 - короткая трехнефная базилика с граненым пресвитерия и массивной западной башней.

    Монастырь доминиканцев в Таллине начале ХV века - большой готический комплекс с зальным трехнефным храмом и клуатром; сооружения сохранились частично, особую ценность имеют готические порталы.

    Монастырь Святой Биргитты, 1417-36 годов - трехнефная зальная церковь, которая имела высокие и массивный щипцовой крышу (стоит в руинах с 1577 года).


    1.3. Ренессанс: 1550-1630 гг.

    Фасад Дома Черноголовых

    Ренессанс пришел в Эстонию под властью Швеции. Ренессансные и маньеристические воздействия проявлялись лишь в малых архитектурных формах и декоре, украшавший вполне готические по композиции и конструкциями здания. Пример - дом братства Черноголовых в Таллине (1597, перестройка готического здания). Ещё одно Таллинское здание в стиле ренесанса - Дом Магистра находится на улице Вана туру каэл.


    1.4. Раннее барокко: 1630-1730-е гг

    Нарвская ратуша

    Раннее барокко представлено немногими памятниками учитывая тогдашний упадок строительной деятельности, обусловлен многочисленными войнами в регионе: виднейшими является ратуша в Нарве 1671 года, Таллинские ворота в Пярну конца XVII века.


    1.5. Позднее барокко: 1710-1775-е гг

    Вследствие Северной войны территория Эстонии попала в состав Российской империи. Самой выдающейся достопримечательностью является дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь (Кадриорг), созданный в 1723 году по приказу российского императора Петра I, архитектор Никколо Микетти. Стилистика приближена к тогдашней петербургской архитектуре, довольно сдержанной в применении средств выразительности, в том числе и декора.

    Барочная архитектура была также представленна в мызной архитектуре Эстонии, например, в 1797 году неизвестным итальянским архитектором было построено здание мызы Вяяна.

    Прекрасным образцом мызной барочной архитектуры Эстонии является также главное здание мызы Палмсе.


    1.6. Класицизм: 1745-1840

    Неоклассическая стилистика представлена преимущественно в университетском городе Тарту и в Таллине. Ратуша в Тарту, построена в 1789 году, еще содержит отголоски позднего барокко и общей композицией несколько напоминает ратушу в Нарве.

    Самой масштабной памятником классицизма является комплекс Тартуского университета, главный корпус которого был построен в строгих и монументальных ордерных формах 1803 по проекту немецкого архитектора И. Краузе, который был в этом университете профессором экономики, технологии и гражданской архитектуры. Классицистический ансамбль дополняют другие университетские здания, среди которых самым значительным является анатомический театр.

    В Таллине в эти сутки было ликвидировано пояс бастионных укреплений вокруг Старого города, вместо них созданы парковое кольцо. Характерным явлением стали загородные усадебные дома ордерной архитектуры. Например мыза Саку,мыза Риисипере,мыза Керну, мыза Кирну, мыза Колга, мыза Раиккюла, мыза Удрику, мыза Ааспере, мыза Хыреда,мыза Пиргу, мыза Вохня, мыза Ухтна, мыза Массу, мыза Хяргла, мыза Ряпина, мыза Пенийыэ, мыза Лихула, мыза Касти, мыза Трииги, мыза Путкасте, мыза Курисоо, мыза Тори, мыза Орина, мыза Выхмута,мыза Кяравете.


    1.7. Историзм: 1840-1900

    Церковь Каарли

    Доминирующее направление историзма в архитектуре Эстонии - неоготика, однако в довольно упрощенных и схематических формах, образцом чего является Церковь Каарли в Таллине 1870 (архитектор А. Гиппиус).

    1.8. Модерн: 1900-1920 гг

    Модерн Эстонии относится к так называемому северного модерна. В Таллине сформировался под влиянием Петербурга и Риги. Близкий к рациональному модерну, однако с мотивами национально-романтических стилизаций. В этой стилизации решены доходные дома в Таллине, Тарту, Пярну, а так же виллы того времени.

    К наиболее общественных зданий относятся таллинские театр «Эстония» (сейчас Национальная опера) 1910-1913 (архитектор А. Линдгрен) и Немецкий театр (теперь Эстонский драматический театр) 1910 года (петербургские архитекторы А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев); театр «Эндла» в Пярну 1911 года (архитекторы Г. Хеллат и Е. Вольфельдт); здание студенческого общества в Тарту 1902 года.

    Церковь Св. Павла в Тарту спроектировал и возвел в 1915-17 годах знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен (отец еще более известного американского архитектора середины ХХ века Ээро Сааринен). Сааринен-старший много проектировал для Таллина, в частности в 1913 году выиграл конкурс на создание генерального плана города.

    , Телевидение Эстонии , Парламент Эстонии , Реки Эстонии .

    И Королевство Дания завоевали территорию нынешней Эстонии, разделили её и ввели христианство западного обряда. Эстония не имеет романской архитектуры, а готическая формировалась под влиянием готики Рейнской школы, цистерцианской архитектуры Пруссии и скандинавской архитектуры (остров Готланд).

    • 1 Периодизация
      • 1.1 Ранняя готика: XIII - начало XV века
        • 1.1.1 Замки
        • 1.1.2 Церкви
      • 1.2 Поздняя готика: XV - середина XVI веков
        • 1.2.1 Замок Тоомпеа
        • 1.2.2 Крепостные стены
        • 1.2.3 Жилые дома
        • 1.2.4 Ратуша
        • 1.2.5 Гильдии
        • 1.2.6 Церкви Таллина
      • 1.3 Ренессанс: 1550-1630 гг.
      • 1.4 Раннее барокко: 1630-1730-е гг.
      • 1.5 Позднее барокко: 1710-1775-е гг.
      • 1.6 Классицизм: 1745-1840 гг.
      • 1.7 Историзм: 1840-1900 гг.
      • 1.8 Модерн: 1900-1920 гг.

    Периодизация

    Ранняя готика: XIII - начало XV века

    Замки

    Епископский замок-конвент в Курессааре Церковь в Амбла

    Ранняя готика в Эстонии представлена четырьмя типами замков:

    • нерегулярный (полигональный);
    • замок-донжон;
    • регулярные замки двух типов: Кастель и конвент.

    По таким типам строились Орденские замки. Классическим примером второго типа является замок-донжон в Пайде 1265 года.

    Замки в Вильянди XIII-XIV вв. и епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, который строился в период от 1343 до начала XV века, являются классическими примерами конвента. Из этих замков лучше сохранился епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, планировка которого включает квадратные угловые башни Стурвольт и Длинный Герман, а также расположенные по периметру внутреннего двора капеллу с трапезной, покои епископа, зал капитула и дормиторий.

    К этому же типу относится замок-монастырь Ордена цистерцианцев в Падизе, который строился со второй половины XIV века до 1448 года и имеет менее регулярную структуру, чем другие конвенты.

    Замок Германа в Нарве XIII-XV веках первоначально принадлежал к типу Кастель, а впоследствии, в начале XV века, был перестроен в конвент.

    Всего с начала XIII до начала XVI веков на территории Эстонии было построено 46 каменных замков, из которых 17 были орденскими, 12 - епископскими и 17 принадлежали местным феодалам.

    Церкви

    Готические провинциальные церкви в Амбла конца XIII века и в Коеру (1290) принадлежат к одному архитектурному типу. Они трёхнефные, зальные, с прямоугольным пресвитерием и небольшой башней по оси западного фасада.

    Образцами больших готических храмов являются две кирпичные базилики в Тарту: городской Домский собор (XIII-XV века, сохранился в руинах) и Иоанновская церковь 1330 года постройки. Последняя имеет высокую башню на главном фасаде; вимперги портала украшены знаменитой скульптурной композицией «Страшный суд».

    Замок-донжон в Пайде
    Замок Германа в Нарве
    Руины домского собора в Тарту
    Иоанновская церковь
    Монастырь Падизе

    Поздняя готика: XV - середина XVI веков

    Замок Тоомпеа

    Исторический контекст развития архитектуры определяется Грюнвальдской битвой 1410 года, в которой был разгромлен Тевтонский орден, частью которого являлся Ливонский орден, а также усилением роли Ганзейского торгового союза на этой территории (Таллин, Пярну и Тарту были ганзейскими городами).

    Замок Тоомпеа

    Город Таллин принадлежал Ливонскому ордену с 1347 года. С XV века главным доминантным архитектурным комплексом города стал орденский замок Тоомпеа на Вышгороде. Это был перестроенный древний датский замок, который потом ещё неоднократно перестраивался. основе его структуры лежит тип конвента, а его высшая цилиндрическая башня называется Длинный Герман.

    Крепостные стены

    Часть крепостной стены и ворота

    Крепостные стены и башни Таллина известны с 1248 года, однако старейшие из сохранившихся по сей день стен и башен относятся к XIV веку. Строительство продолжалось в XV веке, реконструкция укреплений завершена в 1520-х годах. Они очень хорошо сохранились до сих пор: на конец XVI века были возведены 26 башен, из которых сохранилось 18. Стены имели высоту до 8 метров при толщине 2,85 метра. По низу внутренней части стены шла стрельчатая аркада. течение XV-XVI веков по мере развития артиллерии башни надстраивались, в них устраивали пушечные бойницы. Наивысшей является башня Кик-ин-де-Кёк (38 м), самой массивной - четырёхэтажная Толстая Маргарита в комплексе Морских ворот. Аналогичные каменные укрепления имел город Тарту, однако они были снесены в XVIII веке.

    Жилые дома

    Средневековое здание ресторана Olde Hansa

    Таллинские жилые дома XV - начала XVI веков относятся к щипцовому типу, когда на улицу выходит узкий фасад, увенчанный щипцом, покрытым двускатной крышей (дом епископа, дом Большой гильдии, дома «Три сестры» первой половины XV века, дом на улице Лай, 25, другие дома старого города).

    Ратуша

    Таллинская ратуша

    Достопримечательностью гражданской архитектуры является ратуша в Таллине 1404 года постройки со стрельчатой аркадой первого яруса на продольном фасаде и высокой тонкой восьмигранной башней по оси причилкового фасада, увенчанного треугольным щипцом. Это единственная уцелевшая готическая ратуша в Северной Европе.

    Гильдии

    Дома гильдий в Таллине известны своими изысканными интерьерами (готический зал Большой гильдии 1410 года, зал Олаевской гильдии 1424). Фасады трёх гильдий Таллина выполнены искусными мастерами и достойны внимания людей, тем более, что находятся они недалеко друг от друга: здания Большой гильдии и Олафа выполнены в готическом стиле, Кнуда - в псевдоготическом английском стиле Тюдоров.

    Церкви Таллина

    Никольская церковь построена в 1827 году в стиле классицизма, что необычно для православной церкви, по немного измененному проекту петербургского архитектора итальянского происхождения Луиджи Руска.

    Необычна по пространственной композиции церковь Святого Духа XIV века. Она двунефна, зального типа, с башней на причилковом фасаде и с высоким щипцом. Запланированный изначально третий неф не был построен, поскольку тогда была бы перекрыта одна из центральных улиц города.

    Цистерцианский монастырь. Первоначально здесь находилась часовня св. Вячеслава (Вицлава), которая была построена в память сражения 1219 г. и сначала использовалась как монастырская церковь. После 1310 г. монастырь был включен в городскую оборонительную систему. Главные монастырские здания построены не позднее 1300 г. Из дошедших до нашего времени построек древнейшими являются двухнефные помещения восточного и северного флигелей, где крестовые своды опираются на круглые столбы (единственные в Таллине). украшении капителей наряду со стилизованным растительным орнаментом встречается натуралистический. По-видимому, эти капители готландского происхождения. последней трети XIV в. часовня была расширена и перестроена в двухнефную, четырёхтравейную (церковь Святого Михаила) без самостоятельного хора. Снаружи, вдоль её фасада со стороны внутреннего двора, через контрфорсы проходил крестовый ход, частично двухэтажный. Сохранился эркер, который соединял крестовый ход с балконом для монахинь. интерьере церкви 12-гранные столбы поддерживают крестовые своды.

    Церковь Святого Михаила построена в трёх стилях. начале XIII века это была небольшая капелла, которая принадлежала ордену цистерцианских монахинь. С течением времени вокруг капеллы вырос монастырь св. архангела Михаила, и капелла была перестроена в просторную двухнефную церковь. Строительство храма было закончено к XIV веку. XVI в. с приходом в Эстонию реформации храм стал лютеранским, и во время Северной войны (1700-1721) здесь располагалась гарнизонная шведская церковь. 1710 г. Ревель был взят войсками Петра I, а в 1716 г. храм был переосвящен в православный собор русского гарнизона в Ревеле (Преображенская церковь). Эти исторические события отражены в облике церкви: она представляет собой эклектичное собрание стилей: башня с барочным шпилем (1776), круглые окна и купол с барабаном (1828-1832, архитектор И. Д. Бантельманн). интерьере представляет интерес барочный иконостас И. П. Зарудного. Самые крупные работы с внешними стенами церкви были проведены в 1827-30, когда церковь получила вид в стиле классицизма.

    Церковь Святого Николая (Нигулисте) была построена в 1406-93 годах. Это трёхнефная базилика с деамбулаторием и башней на западном фасаде.

    Церковь Святого Олафа (Олевисте) того же времени, 1400-50 годов. Это трёхнефная базилика, имеет средний неф в 31 метр высотой и башню со шпилем 123,7 метра высотой. Церковь была самой высокой в мире с 1549 года по 1625 год с отметкой 158,4 м, но пожар 1820 года лишил церковь рекорда.

    Домский собор, реконструкция 1465 года - короткая трёхнефная базилика с многоугольной апсидой и массивной западной башней, на Тоомпеа. Внутри западной стены маленькая винтовая лестница ведёт в небольшую королевскую часовню и выше на большой королевский балкон, выходящий внутрь церкви.

    Монастырь доминиканцев в Таллине начале XV века - большой готический комплекс с зальным трёхнефным храмом и клуатром на улице Вене; сооружения сохранились частично: сохранились капитул, дом приора, амбар, крипта, особую ценность имеют готические порталы. Рефекторий переделан в XVIII веке в Церковь Петра и Павла.

    Церковь Петра и Павла на улице Вене имеет форму базилики и построена в классическом стиле с двумя неоготическими башнями. Внутреннее пространство разделено на три нефа.

    Монастырь Святой Биргитты, 1417-36 годов - трёхнефная зальная церковь в Пирита, разрушенная ныне, которая имела высокую и массивную щипцовую крышу (стоит в руинах с 1577 года).

    Собор Александра Невского - православный пятиглавый трёхпрестольный собор на Тоомпеа, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века.

    Шведская церковь Святого Михаила (Таллин) - здание на улице Рюютли, занимаемое церковью, построено как Новая богадельня, и не имеет традиционной ориентации по сторонам света, а также выделенной алтарной части. После Второй мировой войны здесь была спортшкола. 2002 году отремонтированное и реконструированное здание было снова освящено.

    Церковь Святого Иоанна - деревянная церковь богадельни Святого Иоанна. Впервые расположенный неподалеку от города лепрозорий Святого Иоанна, то есть Яановская богадельня была упомянута в 1237 году. Богадельней в средние века называли приют для больных, увечных и стариков. Богадельни строились церквами, монастырями или общинами. Средние века в Таллине было по крайней мере четыре богадельни: Святого Духа, богадельня у ворот на Нунне, Яановская богадельня и так называемая Новая богадельня на улице Рюютли.

    Домский собор

    Ренессанс: 1550-1630 гг.

    Фасад Дома Черноголовых

    Ренессанс пришёл в Эстонию под властью Швеции. Ренессансные и маньеристские влияния проявлялись лишь в малых архитектурных формах и декоре, украшавших вполне готические по композиции и конструкциями здания. Единственное сохранившееся здание в этом стиле - дом братства Черноголовых в Таллине (1597, перестройка готического здания). Другое - важня (весовая) - разрушено в 1944 г.

    Раннее барокко: 1630-1730-е гг.

    Нарвская ратуша

    Раннее барокко представлено немногими памятниками, учитывая тогдашний упадок строительной деятельности, обусловленный многочисленными войнами в регионе: виднейшими являются ратуша в Нарве 1671 года, Таллинские ворота в Пярну конца XVII века.

    Позднее барокко: 1710-1775-е гг.

    Вследствие Северной войны территория Эстонии стала частью Российской империи. Самой выдающейся достопримечательностью является дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь (Кадриорг), созданный в 1723 году по приказу российского императора Петра I, архитектор Никколо Микетти. Стилистика приближена к тогдашней петербургской архитектуре, довольно сдержанной в применении средств выразительности, в том числе и декора. Ещё один значительный образец барокко - резиденция губернатора Эстляндской губернии, построенная в 1773 году на месте разрушенной восточной стены замка Тоомпеа. Здание с боковыми ризалитами, выкрашенное в розовый цвет, до сих пор привлекает внимание красотой и благородством. Первоначально дворец был построен двухэтажным, третий этаж и портик пристроили в 1935 г.

    Барочная архитектура была также представлена в мызной архитектуре Эстонии, например, в 1797 году неизвестным итальянским архитектором было построено здание мызы Вяяна.

    Прекрасным образцом мызной барочной архитектуры Эстонии является также главное здание мызы Палмсе.

    Мыза Вяяна

    Классицизм: 1745-1840 гг.

    Классицистическая стилистика представлена преимущественно в университетском городе Тарту и в Таллине. Ратуша в Тарту, построена в 1789 году, ещё содержит отголоски позднего барокко и общей композицией несколько напоминает ратушу в Нарве.

    Самым масштабным памятником классицизма является комплекс Тартуского университета, главный корпус которого был построен в строгих и монументальных ордерных формах в 1803 году по проекту немецкого архитектора И. Краузе, который был в этом университете профессором экономики, технологии и гражданской архитектуры. Классицистический ансамбль дополняют другие университетские здания, среди которых самым значительным является анатомический театр.

    Примеры классицизма в Таллине: дом Понтуса Стенбока, дворец Каульбарса-Бенкендорфа на Тоомпеа.

    В Таллине был ликвидирован пояс бастионных укреплений вокруг Старого города, вместо них созданы парковое кольцо. Характерным явлением стали загородные усадебные дома ордерной архитектуры. Например мыза Саку, мыза Риисипере, мыза Керну, мыза Кирну, мыза Колга, мыза Раиккюла, мыза Удрику, мыза Ааспере, мыза Хыреда, мыза Пиргу, мыза Вохня, мыза Ухтна, мыза Массу, мыза Хяргла, мыза Ряпина, мыза Пенийыэ, мыза Лихула, мыза Касти, мыза Трииги, мыза Путкасте, мыза Курисоо, мыза Тори, мыза Орина, мыза Выхмута, мыза Кяравете.

    Тартуский университет
    Мыза Ааспере
    Мыза Кирна

    Историзм: 1840-1900 гг.

    Церковь Каарли Церковь Каарли

    Доминирующее направление историзма в архитектуре Эстонии - неоготика, образцом чего является Церковь Каарли в Таллине (1870, арх. А. Гиппиус). Дворец Унгерн-Штернберга (1865, арх. Гроппиус), вдохновлённый флорентийским палаццо Строцци, дополнен также неоготическими башенками-трубами и выполненный из кирпича, производит очень живое впечатление и остается в памяти. Фасад здания гильдии Святого Канута построен в английском стиле Тюдоров (английская псевдоготика). Примером неоренессанса может служить здание торгово-промышленной палаты на улице Тоомкололи.

    Модерн: 1900-1920 гг.

    Модерн Эстонии относится к так называемому северному модерну. Таллине сформировался под влиянием Петербурга, Финляндии и Риги. Близок к рациональному модерну, однако с мотивами национально-романтических стилизаций. этой стилизации решены доходные дома в Таллине, Тарту, Пярну, а также виллы того времени.

    К наиболее общественных зданий относятся таллинские театр «Эстония» (сейчас Национальная опера) 1910-1913 (архитектор А. Линдгрен) и Немецкий театр (теперь Эстонский драматический театр) 1910 года (петербургские архитекторы А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев); театр «Эндла» в Пярну 1911 года (архитекторы Г. Хеллат и Е. Вольфельдт); здание студенческого общества в Тарту 1902 года.

    Церковь Св. Павла в Тарту спроектировал и возвёл в 1915-17 годах знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен (отец ещё более известного американского архитектора середины ХХ века Ээро Сааринена). Сааринен-старший много проектировал для Таллина, в частности, в 1913 году выиграл конкурс на создание генерального плана города.

    Архитектура эпохи модерна стала основой для развития эстонской архитектуры в течение 1920-40-х годов и сегодня во многом формирует своеобразие крупнейших городов Эстонии.

    архитектура эстонии карта

    Архитектура Эстонии Информацию О

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «chocotur.ru» — Туризм вокруг света